Новини

21:37
Кремль в истерике: Голышев рассказал, как Трамп подставил Путина
21:09
Cкандал в Днепре: Прокурора обвиняют в развращении ребенка
20:28
Фирташ прокомментировал решение суда о своей экстрадиции
20:19
Как хакеры шпионят за украинскими VIP: жучки в кабинете - это прошлый век
19:36
Эксперты призвали не платить за ЖКХ всей страной
18:26
Появились кадры ожесточенного боя под Докучаевском
18:23
Большинство украинцев не уверенны в завтрашнем дне
16:23
Штаб блокады и Гройсман обменялись требованиями и предложениями
16:02
В Австрии суд разрешил экстрадицию Фирташа в США
15:30
Во что боевики превращают Донбасс: появилось жуткое видео
15:27
Рада уже в мае может разрешить продажу сельхозземли ради кредита МВФ
15:10
Шкиряк жестко поругался с Богословской
15:03
Семен Семенченко и ложь: Кто он на самом деле
15:03
Единый казначейский счет может заработать с 1 января 2018 года
15:02
Роздрібна торгівля за місяць впала на 16,4%
14:36
Такого еще не было: Семь российских дипломатов погибли за два месяца
14:33
В перспективе 1-3 лет антрацит является безальтернативным для украинской энергетики - Гройсман
12:28
Что сказал постпред Украины при ООН о смерти Чуркина
12:01
Что не дает доллару подорожать еще сильнее
11:52
Странное поведение Порошенко на траурном молебне
11:39
Битва на выживание: состязание осьминога и краба с неожиданным концом
11:14
Синоптики предупредили киевлян об ухудшении погодных условий
11:09
Семенченко: "У мене для вас погана новина, Петро Олексійович"
10:53
Сорос сделал ставку на крах Трампа – Bild
10:45
Беларусь не будет впускать "граждан" ЛНР и ДНР
10:43
Боксер-гей избил гомофоба за оскобление
10:09
Активистки Femen обнажились в знак протеста против вице-президента США
09:53
Савченко отказалась от депутатской неприкосновенности и призвала всех своих коллег сделать тоже самое
09:35
Утреннее затишье в зоне АТО переросло в ожесточенные бои, у ВСУ - десяток раненных
08:44
Певица Елена Темникова отказалась от нижнего белья на отдыхе
08:35
Украинцам выключат соцсети. Зачем затеяли интернет-блокаду
08:22
Жертвы "Синего кита" раскрыли жуткие подробности смертельной игры
08:15
Стало известно, сколько Ани Лорак зарабатывает в России
08:10
Украинцы включили режим экономии (опрос)
08:09
За 2016 год жителей Украины стало на 176 тысяч меньше
07:55
Беременная Анна Седокова опубликовала пикантный снимок
07:45
В США массово увольняют мигрантов
07:42
НБУ вводит в оборот новую монету
Більше новин

Пять факторов, способствовавших смерти Гагарина

0

27 марта 1968 года весь мир узнал о гибели первого космонавта Земли — Юрия Гагарина. Трагедией закончился обычный тренировочный полет Гагарина совместно с опытным летчиком-инструктором В. Серегиным.

Пять факторов, способствовавших смерти Гагарина
Огромною работу провела Государственная комиссия, расследуя причины автокатастрофы. Но завершить дело ей не позволили и официальное заключение комиссии не было опубликовано.

Хотя комиссии удалось собрать данные и установить все события того дня (29 томов материалов), согласованного мнения о катастрофе так и не удалось достичь. Архивные материалы тех лет постоянно дополняются заметками очевидцев и экспертов. Особенно важными сведениями стали новые лабораторные исследования катастрофы. Немало интересного стало известно после изучения переписки с профессионалами и обсуждений последнего полета Гагарина в ходе многочисленных дискуссий.

Подход при проверке и признании истинности информации был достаточно прозрачным и в то же время простым: если сведения, приходящие из не менее двух независимых источников, совпадали — информация признавалась истиной. На основе сформированной таким образом базы знаний, ситуация анализировалась и затем выдвигались версии причины катастрофы и воссоздавался сценарий развития аварийной ситуации.

Затем все гипотезы, замечания, версии проверялись и уточнялись на непротиворечивость, большое значение для расследования имел, примененный в этом случае, метод моделирования полета на компьютерах. По завершении сбора информации, была сформирована, как считалось, самая вероятная картина произошедшей трагедии — определились пять предпосылок авиационной катастрофы.

Во-первых — плохие погодные условия 27 марта 1968 года. Это подтверждают кольцевые карты погоды, предоставленные комиссии метеорологами. Но в день полета на предполетной подготовке были озвучены неточные сведения о погоде. Эта ошибка была связана с тем, что вовремя не пришел отчет об исследовании погодных условий от самолета-разведчика погоды.

Во-вторых — самолет УТИ МиГ-15, на котором и совершался полет, имел конструктивные недостатки. К тому же самолет был произведен в 1956 году, прошел 2 ремонта (ресурс конструкции составлял 30%), двигатель также произведен в 1956 году и прошел 4 капитальных ремонта. Тот факт, что в тот день на самолете были установлены дополнительно два бака топлива (емкостью по 260 л. каждый), значительно ухудшали аэродинамику самолета. Эти топливные контейнеры значительно снижали уровень допустимых перегрузок при полете, а это значит, что самолет мог перейти в неуправляемый режим значительно раньше, чем при отсутствии этих баков. И еще немаловажный факт, система спасения предусматривала при аварийной ситуации катапультирование, в первую очередь, инструктора полета, а затем обучаемого.

В-третьих, радиолокационное слежение за полетами осуществлялось неудовлетворительно. Часть оборудования была неисправной, что не позволило вести съемки с экранов радиолокационных станций. Именно это не позволяло отслеживать смену положения самолетов. Также был неработоспособен наземный радиовысотомер. После того, как Серегин и Гагарин доложили о завершении задания и запросили разрешение на возвращение, руководитель полетов переключил все свое внимание на полет другого самолета — Су-11. Только через 12 минут после катастрофы, было обнаружено отсутствие связи с самолетом инструктора Серегина.

В-четвертых — были обнаружены серьезные нарушения в планировании полетов. Руководитель не имел возможности отслеживать ситуацию по всем самолетам, которые взлетали или находились в воздухе, назначенное время вылета самолетов нарушалось, изучение таблицы полетов в день вылета было невнимательным, не учитывалась обстановка в зоне полета.

В-пятых — генерал Кузнецов Н.Ф., отвечающий за тренировочные полеты, не воспользовался своим правом отменить полет Гагарина, хотя был информирован о неблагополучной обстановке на аэродроме «Чкаловский». Мало того, он перед полетом нервозно поговорил с инструктором Серегиным, что также повлияло на психо-эмоциональное состояние летчика.

В результате, полет при низкой облачности и отсутствии результатов воздушной разведки был включен в план полетов. К тому же были допущены опасные сближения самолетов, выполняющих задания в одно и тоже время, что грозило возможностью столкновений.

Известно, что через минуту после взлета самолета Гагарина и Серегина, руководитель дал добро на взлет двух скоростных самолетов МиГ-21, которые обогнали в облаках самолет Серегина. На расстоянии 2-10 км от самолета Серегина совершал полет другой самолет УТИ МиГ-15. Но особо опасной ситуацией было то, что у руководителя полетов отсутствовала информация об истребителе Су-11, который совершал полет в непосредственной близости от учебного самолета Серегина.

Вероятнее всего, события протекали следующим образом: Гагарин, прилетев в зону полета, выполнил несколько запланированных упражнений, но Серегин решил прервать задание. Причиной этого могут быть либо плохие погодные условия, либо обнаружение в непосредственной близости другого самолета. Находясь на высоте 4 тысячи метров, Гагарин доложил в центр полетов: «Задание в зоне закончил». По записи, речь Гагарина была спокойной, ничего не предвещало беду, но через минуту после доклада самолет Гагарина столкнулся с землей.

В то время на самолетах отсутствовали «черные ящики», поэтому неизвестно, что на самом деле происходило в последнюю минуту полета. Неизвестно каким образом летчики пытались вывести самолет из пике, какой был угол отклонения рулей? Известно, что летчикам удалось ликвидировать крен и вращение самолета, чтобы избежать столкновения с землей — для этого авиаторы «рванули» рычаг управления до отказа на себя, стараясь вывести самолет из режима пикирования. Испытывая огромную перегрузку, пилоты сохранили самолет от разрушения. Для спасения им не хватило только 150 метров высоты. По заключению специалистов, падение длилось не более одной минуты.

Особенные споры членов комиссии, расследовавших аварию, вызвал тот факт, что летчики вовремя не катапультировались. Полковник-инженер И. Б. Качаровский высказал следующую версию:

«… Нетрудно представить себе сложившуюся ситуацию. Серегин, оценив обстановку, как командир экипажа дает команду Гагарину катапультироваться. Но тот, зная, что по техническим условиям это должен первым сделать инструктор, напоминает ему об этом. Гагарин понимает, что, спасая свою жизнь, подвергает опасности жизнь учителя и друга. Каждый из них думает не о себе, а о товарище, настаивая, чтобы тот покинул самолет первым. И было-то в их распоряжении каких-нибудь секунд 15. В том, что это было так, у меня нет никаких сомнений».

Летчиков также подвели показания баровысотомера, опираясь на показания этого прибора авиаторы решили, что у них достаточный запас высоты для вывода самолета из пике. Но они не учли тот факт, что при резком снижении, его показания запаздывают, а, следовательно, дают неверные показания о высоте — ошибка могла составлять 300-400 метров. К тому же местность в районе полетов была на тридцать метров выше, чем на аэродроме, где настраивали баровысотомер. Выйдя из облачности, экипажу не хватило высоты для катапультирования.

Была версия, что самолет Серегина вошел в штопор из-за того, что попал в вихревой след другого самолета и летчик пытался уклониться от него.

Но нет обоснованных доказательств ни одной из множества версий по причинам авиакатастрофы, в результате которой погиб первый космонавт Земли — Юрий Алексеевич Гагарин.

Только одно бесспорно — Серегин и Гагарин проявили высочайший профессионализм, благородство и мужество, а действия их были активными и грамотными. Летчики прилагали максимум усилий, чтобы избежать столкновения с землей.


Загрузка...