Ученые не могут найти объяснения огромным марсианским "облакам"

Марс — один из наиболее хорошо изученных объектов в Солнечной системе. Невероятно, но первая карта его поверхности появилась пятьсот лет назад, когда астрономы различили тёмное пятно плато Большого Сирта и светлые полярные ледяные шапки Красной планеты. Впоследствии исследованием Марса занялась целая армия полуавтономных аппаратов, семь из которых собирают данные до сих пор.

Ученые не могут найти объяснения огромным марсианским "облакам"
В центре внимания учёных всегда находились и атмосферные явления Красной планеты. С помощью различных космических аппаратов и наземных телескопов учёные наблюдали и наблюдают на Марсе многочисленные пыльные бури, вихри, шлейфы, облака ледяных кристаллов и полярные сияния.

Но когда 12 марта 2012 года астрономы-любители заметили на Марсе странное образование, которое располагалось на высоте 250 километров над южным полушарием, это вызвало в научной среде полное недоумение. Дело в том, что ранее аналогичные по структуре явления наблюдались максимум на 100 километрах.

Новое "облако" в форме гигантской капли сохранялось на протяжении одиннадцати дней, постоянно меняя свою форму. За это время образование достигло в поперечнике одной тысячи километров и вытянулось в сторону космоса. К сожалению, испортившаяся погода не позволила проследить дальнейшую судьбу образования, а когда через неделю тучи на Земле разошлись, оно уже исчезло.

Споры вокруг природы загадочного явления были в самом разгаре, когда 2 апреля того же года оно возникло снова в той же самой точке планеты. По разным причинам оба события не попали в объективы камер аппаратов, работающих на орбите и поверхности Марса.

Чтобы разгадать природу атмосферных "выростов", команда из Университета Страны Басков (Universidad del Pa?s Vasco), работающая под руководством Аугустина Санчеза-Леваги (Agustin S?nchez-Lavega), внимательно изучила архив фоторафий Марса. Они были получены телескопом "Хаббл" с 1995-го по 1999 год. Также учёные проинспектировали базу данных любительских изображений за период с 2001-го по 2014 год.

В итоге только на единственной серии снимков телескопа "Хаббл" от 17 марта 1997 года исследователи обнаружили высокий шлейф, подобный тому, который наблюдали в 2012-м. Свои первые выводы и предположения исследователи высказали в статье, которую опубликовали в издании Nature.

Снимок с таким же "облаком" от 1997 года

Простейшим объяснением сверхвысоких образований могли бы стать пыльные бури, которые не являются редкостью на Красной планете. Но за всю историю наблюдений они никогда не превышали отметки в 50 километров. Для достижения 250 километров были бы необходимы экстремально необычные погодные условия, которые не подходят под все существующие модели атмосферной циркуляции Марса.

Гораздо более реальным исследователи считают причастность к описанному явлению осколков замороженного водяного пара и углекислого газа. Но в этом случае приходится предполагать, что температура марсианской атмосферы значительно ниже, чем было принято считать ранее.

Шлейфы пыльных бурь на Марсе обычно не поднимаются выше 50 километров (фото NASA).

"Наблюдаемые образования также могут быть связаны с полярными сияниями, — рассказывает соавтор исследования Антонио Гарсия Мунос (Antonio Garcia Munoz) в пресс-релизе Европейского космического агентства. – И действительно, сияния, которые связаны с участками, где наблюдаются серьёзные магнитные аномалии, уже наблюдались в той же области планеты и ранее".

Работы по анализу необычных атмосферных явлений на Марсе продолжаются и сейчас. Учёные также надеются, что им удастся лучше разобраться в вопросе после доставки к Красной планете Марсианского научного орбитального аппарата TGO, запуск которого намечен на 2016 год.

Отметим, что "облако" — далеко не единственная загадка Марса. Не так давно астрономы, разыскивающие следы возможной древней жизни Красной планеты, были озадачены периодическими выбросами метана, которые зафиксировал аппарат "Кьюриосити".