Новини

22:01
Какое это имеет отношение к пленным? Кучма критикует блокаду Донбасса
21:59
Зачем Украине транши от МВФ?
21:56
Московские попы через суд "загоняют" украинскую паству в "русский мир"
20:34
Скандал: Киевлянам приходят квитанции с заоблачными цифрами
20:21
Трамп рассказал о своем последнем звонке в Россию
18:48
Как в Севастополе жить? Цены выше чем в Париже: белорусский блогер
18:30
Кандидат в премьеры Нидерландов: Выброшу соглашение Украина-ЕС
18:22
Турчинов рассказал, как пытался поймать Януковича в 2014 году
18:16
За январь Украина увеличила экспорт электроэнергии более чем в 1,5 раза
17:23
Как разрушается курортная инфраструктура оккупированного Крыма
15:34
Евросоюз ввел безвизовый режим с Грузией и оговорил возможность его заморозки
14:52
Под Киевом грабители залезли в дом депутата с сигнализацией
14:49
СБУ затримала Рубана на шляху в "ДНР": їхав по Савченко
14:14
В сеть попали кадры огромных ям на главной улице Черкасс
13:56
Египет отложил сроки повышения стоимости виз для туристов — СМИ
11:21
Блокада Донбасса. Открытие редута в районе Новотроицкого
11:15
Почему Украина не предлагает новых инструментов для урегулирования конфликта в Донбассе?
11:04
Еще не уходит: В Нацбанке рассказали, как будет увольняться Гонтарева
10:52
Бойовики ведуть вогонь з забороненої зброї: У ЗСУ втрати
10:40
Через п’яні походеньки в Іраку Савченко комісували зі ЗСУ
10:38
Если не снимут блокаду: главари "Л/ДНР" выдвинули ультиматум украинской власти
10:16
Двое украинцев стали сильнейшими в мире
09:48
Самый позорный матч в истории: российские команды забили 20 голов в свои ворота
09:17
В Европе тарифы ЖКХ дешевеют, а в Украине свет и газ дорожают на 30%
08:56
В Чехии во время футбольного матча вратаря пришлось спасать
08:36
Тина Кароль исполнила мечту больной раком девочки
08:32
День рождения Шивы: Паломники удивляют своим обличием
08:29
Главарь ДНР Захарченко признался, что расстреливает жилые дома
08:19
Солистка «ВИА Гры» показала провокационный снимок
08:15
Впервые в Сети появилось видео, в котором мир показан глазами незрячих людей
07:37
Надежда Мейхер восхитила внешним видом
07:25
Бутсой в живот, коленом в позвоночник: зверский фол футболиста привел к массовой драке
07:24
У Тернополі вбили колишнього голову обласної ради
07:00
Российский "Боярышник" добрался до Киева
07:00
Сергей Притула сделал важное заявление о конкурсе Евровидение-2017
22:13
Протесты в Беларуси: новые кадры народного бунта
22:11
Які банки виграють, а які - програють, якщо Яценюк очолить НБУ
21:05
Жена Виталия Кличко планирует первый сольный концерт в День Киева
Більше новин

Сергей Думчев: государство, увы, так и осталось клубом олигархов

0

Как превратить Украину в эффективное государство? Прежде всего, необходимо каждодневно ломать старую коррупционную систему, внедрять прозрачные правила игры, нанимать эффективных менеджеров, а не пиарщиков и "обещателей" и, конечно же, реализовывать реформы. Причем, начинать необходимо с городов, а, затем уже, изучив все "болезненные" стороны, переносить реформы в плоскость государства.

Сергей Думчев: государство, увы, так и осталось клубом олигархов
Сергей Думчев, столичный предприниматель, коренной киевлянин направил свои силы и знания на то, чтобы улучшить родной город.

Бизнесмен инициировал создание киевской общественной инициативы под названием "Рух за реформы", чтобы попытаться снизу, с муниципального уровня заставить систему все-таки измениться. Стать эффективной и адекватной времени. О "политическом ремонте" в Киеве и глобальных проблемах выживания – в беседе с Сергеем Думчевым.

- С начала Революции Достоинства прошло уже больше года. Волне себе достаточный срок, чтобы понять, чего мы хотим и куда движемся. Смена власти, кроме морального удовлетворения, принесла победившим ощутимые результаты?

- Нет. И еще раз нет. К большому сожалению. Система, если так можно выразиться, прожирания, заботливо построенная командой Януковича, выжила и быстро воспроизвелась. В прежнем формате. В формате друзьям, кумовьям – все, простым людям – законы, которые сдирают по три шкуры. А это крайне неэффективная система. Неэффективная в силу того, что основана она на теневых схемах и противоестественных экономических отношениях. Правит балом все тот же криминальный "общак", что и при Януковиче. Человек получает должность в кормление, и часть теневого заработка отправляет наверх. В качестве оплаты за свое назначение. Только возле этого "общака" – скопление новых лиц. Или отретушированных старых. Все тот же олигархический социализм, когда держава в лице нескольких приближенных олигархов управляет всем и вся. Между тем команда, которая пришла к власти в 2014 году, обещала нам вполне конкретный пакет реформ. Не разговоры о реформах. Не традиционные завывания – "потерпите еще немного". А вполне конкретную менеджерскую работу – сокращаем, выводим из тени, убираем посредников, закрываем неэффективные структуры, проводим люстрацию не по политическим мотивам, а только по профессиональным. Год прошел. Результат нулевой. Система испугалась, затихла, а сейчас вернулась к привычным отношениям "свой/чужой". Но вопрос-то все равно остается открытым: а дальше-то что? Разве общество, заплатившее невероятную цену, готово оставить за системой право грабить его – общества – надежду и будущее?

- Может, эта оценка слишком резка? Вполне может так случиться, что время, истекшее с начала работы этой команды, недостаточно для прорыва? Плюс кадровый хаос. Плюс война. Тот же Лешек Бальцерович с момента запуска "польской шоковой терапии" в 1989-м и до своей отставки в 1991-м, проработал вдвое дольше, прежде чем что-то начало получаться. Нам же обещают, что уже в 2016-м мы увидим свет в конце туннеля.

- Год – достаточно большой срок для того, чтобы продемонстрировать хотя бы начало реформ, чтобы обозначить ориентиры, чтобы сделать управление государством более прозрачным и менее коррупционным. У нас же не только не обозначены ориентиры – у нас одна кадровая ошибка следует за другой. Случайные люди заходят в большие кабинеты и погружают целые отрасли в скандалы. Хаос только нарастает. А за хаос из своего кармана платят вполне себе конкретные люди. Врачи, учителя, инженеры, пенсионеры. Вчера жизнь им стоила 3000 гривен – еда, одежда, квартплата. Сегодня уже и 15 тысяч ни на что не хватает. А это и есть признак конкретного падения вниз. И, кстати говоря, упомянутый Бальцерович подсчитал: за реформы Украина берется уже в четвертый раз. Пятого не будет, предупреждает он. "Вы все очень медленно делаете", - говорит Бальцерович. Но причина не только в медлительности, причина в отсутствии "деланья" как такового. Постпред США при ООН Саманта Пауэр, приезжавшая в Киев недавно, также отметила, что большинство реформ из списка обещанных, осуществлены исключительно на бумаге. Вот в этом и кроется суть нашего кризиса – у нас очень много "специалистов по пиару, рассказчиков, обещателей", но очень мало эффективных менеджеров, способных жестко управлять отраслями и брать на себя личную ответственность.

- А почему все-таки у нас не хватает духа отказаться от старой системы? Почему реформы застопорились в самом начале, так, по сути, и не начавшись? Только ли дело в непрофессионализме? А может – в соблазнах, которые старая система предлагает? Зашел с миллионом в кармане на должность министра, а через три месяца твой личный оффшор уже ломится от сотен миллионов долларов "министерского дохода". Зачем же от такого отказываться? Или все дело в сознательном вредительстве? В лени, в конце концов? Уже и Национальный совет реформ создан, в который даже сенатора Маккейна приглашали, а толку все нет.

- О совете реформ скажу кратко. Подобные институции – вообще напрасная трата бюджетных денег. Или, если хотите, это место для трудоустройства личных или чужих понтов. Совет ни на что не влияет. Не имеет никаких полномочий. Собрались, попили чайку, поговорили о теоретических гениях, поулыбались друг другу и разошлись. Да и к иностранцам в правительстве или даже в консультирующих структурах я отношусь весьма скептически. У государства достаточно возможностей и инструментов для реального преобразования. Нужна только воля. Конкретного менеджера. Опять же – здесь и сейчас. Но речь сейчас не об этом. "Чудо европеизации" при таких подходах, как сейчас, у нас не произойдет. У нынешних правителей – не подходящее для этого мировоззрение. Им, как и прежде, важна верность системе, а не компетентность. А система склонна защищать "своих" любой ценой. Именно поэтому у нас не продвигается борьба с коррупцией. Ведь за коррупцию нужно сажать, как завещал любимец украинской власти Ли Куан Ю. Но у нас никто никого не сажает. Куан Ю цитируют взахлеб, но не дай бог последовать его совету в реальной жизни. Нет – нет. Пиар и только. Знаете, чем отличается нынешняя система от вчерашней. Только одним простым навыком – вчерашние "друзья Януковича" не умели красиво и сладко говорить – просто воровали. Молча, натужно, громко сопя в две дырки. Нынешние выдают очень сладкие речи – заслушаешься. Но в чем разница-то? Ни в чем. Более совестливые иногда (подчеркиваю – иногда!) сами подают в отставку. В особо "запущенных" случаях их увольняют приказом сверху. Но никто еще не получил важный для воспитательных целей тюремный срок.

- Получается, что любой – пусть и самый революционный – чиновник, попав в систему, сразу чувствует на вкус пряники этой системы и совсем не видит кнута? То есть дело в недостаточной жесткости закона? Или в нежелании его применять?

- Я полагаю, что, конечно, все дело - в нежелании применять закон по всей строгости ко всем без исключения. У нас слишком много избранных. Друзей государства. А ведь система не может долго существовать, если она не предполагает унифицированных подходов – воровство должно быть наказуемо. Для всех. Некомпетентность должна быть наказуема. Для всех. Ну, в конце концов, нельзя же делать вид, что у нас хорошие дороги. А если дороги плохие при том, что бюджет автодорог заоблачный, многомиллиардный, а главные распорядители этих денег сидят в роскошных личных палаццо, а не в узких тюремных камерах, то, наверное, это сигнал для всех. Система поощряет не честность и профессионализм, а только ушлость и вороватость. Повторю еще раз: государство в нынешнем виде – это клуб олигархов, а не команда эффективных менеджеров. Но, каким бы ни был этот организм, он склонен себя защищать. Именно поэтому государство консервирует еще советскую систему "коммунальных предприятий", не терпит конкуренции, не допускает на рынок новых игроков, холит и лелеет монополистов. Пример: Украина является одной из немногих стран в Европе без 3G-сети. Лишь недавно началась продажа лицензий 3G нескольким телекоммуникационным компаниям, но это катастрофически поздно. Пока мы строим 3G, а остальная часть промышленно развитых стран уже планирует 5G. И так во всем.

- Понятно, что подобная система генерирует существенные теневые прибыли для тех, кто наверху пищевой пирамиды. Оказалось, что даже кровавой революции недостаточно, чтобы систему напугать. Так, что же делать?

- А разве у нас есть много сценариев? Сценарий всегда один. Упорно, каждодневно, настойчиво ломать коррупционную систему. Внедрять прозрачные правила игры. Нанимать профессионалов. Прекратить делать из госслужбы (от клерка до премьера) площадку для закрепления теневых схем. Нам нужны социальные лифты, которые "вывозили" бы нанятого чиновника наверх – обучали бы его, как стать эффективным менеджером в крупной корпорации или даже в собственном бизнесе, а не быть хапугой и "смотрящим" над бюджетными потоками. У нас пока неправильная школа – в ней обучают воровать и скрываться от ответственности, а не управлять. А поскольку страна у нас большая, "обкатывать" новые модели следует на небольшом пространстве. Кстати, в Польше реформы начинали на низовом уровне – на уровне сельских гмин (общин), а потом уже на уровне уездов и воеводств. У нас идеальным полигоном для преобразований я вижу Киев. Город на виду и город болен точно такими же "болезнями", как и центральные органы власти – кумовство, лишние функции, чрезмерная бюрократизация, огромные теневые потоки и сплошные непрофессионалы. А еще – много бесполезных коммунальных предприятий, которые банально прожирают ресурсы города и разрушают городскую инфраструктуру. Плюс – многочисленные откатные схемы. Плюс - отсутствие стабильного плана развития города: что и зачем мы в этом городе строим. Плюс - чрезвычайно зарегулированная система: у нас все построено на многочисленных разрешениях. А это прямой путь к взяткам, потоковой коррупции. Город надо чистить от лишних посредников, бюрократов, предприятий и делать его комфортнее. Потом это можно будет воспроизвести на уровне министерств.

- Все-таки Киев – не самая маленькая административная единица. И далеко не самая простая. Почему начинать стоит именно с Киева?

- Киев отчисляет в госбюджет 60% налога с доходов физических лиц – для столицы эта планка поднята на 10%, в остальных регионах поступления от НДФЛ составляет 50%. Кому как не Киеву первому поддержать муниципальную реформу и перестроить отношения по вертикали "госбюджет – местный бюджет". Здесь действительно можно показать пример того, как должны меняться отношения центра и отдельных мест. В столице – непочатый край работы, в ней как в капле воды отображается ситуация по стране в целом. И, кстати, Киев это - такая себе - медиаплощадка. В этом городе все рассказывают, как надо работать. И при этом только воруют. А если действительно показать, что такое минимальный пакет реформ и как должен выглядеть город, которой эффективно администрируется, то эта медиаплощадка очень сильно ударит по всем нашим традиционным популистам. Будет классическое "слово против дела". Не иначе.

- Вы говорите, по сути, о том, о чем говорится энное количество последних лет – о децентрализации. Однако процессы такого рода запускаются все-таки сверху. Они требуют внесения изменений в Конституцию, и сейчас целая комиссия корпит над территориально-административной реформой, которая ликвидирует районы и области и введет понятие общины, уезда, региона. Как в эту схему впишется Киев со своими собственными потугами изменить ситуацию к лучшему?

- Очень просто. Уже сейчас, не дожидаясь конституционной реформы, город может решить ряд вопросов, находящихся в компетенции местной власти. Сократить чиновнический аппарат, оптимизировать доходно-расходную часть бюджета, за счет экономии внедрить дополнительные виды соцпомощи для киевлян. Плюс утвердить генплан и, исходя из него, привлекать инвестиции для развития города. Но для этого властям, нужно иметь мощную команду толковых менеджеров, а не раздавать синекуры "своим" людям.

- А государство, которое, как Вы сами сказали, является клубом олигархов, крайне не заинтересованных в изменении правил игры, разве будут молча смотреть на ваши потуги сломать его устоявшиеся принципы жизни? Разве ж это государство не бросится в атаку, чтобы защитить свои коррупционные бастионы?


- Безусловно, будет. По причине, о которой я уже упоминал: нынешняя власть не терпит здоровой конкуренции. И не только тогда, когда мы говорим о монополистах, но и тогда, когда мы говорим о конкуренции идей. Поэтому крайне важно, чтобы Киевом руководила не мотивированная центральной властью и зависящая от нее персона, а человек, абсолютно свободный от каких-либо партийных обязательств. Тот, кто разбирается в финансах и управлении и равноудален от любых коррупционных схем. Это если кратко…
Беседовала Анастасия Рохленко, Обозреватель


Загрузка...