Новини

21:16
На складе боеприпасов в Балаклее полностью потушили пожар
20:44
Жители Индонезии зацементировали ноги в знак протеста
20:41
Жуткие кадры: Буйство природы сорвало футбольный матч
20:29
Украина готовится кормить африканскую страну
20:27
Тарифы на воду поднимутся
19:21
София Ротару оконфузилась на концерте в Киеве
19:16
В январе импорт легковых авто в Украину вырос на 85%
17:26
Несмотря на войну: с 2014 года Украина заплатила $550 млн за азотные удобрения из России
17:24
Reuters опубликовало переброску Россией новых танков на границу с Украиной
17:21
В апреле на складе в Балаклее должна была пройти ревизия, а там недостача боеприпасов – военный эксперт Жданов
14:11
Wizz Air предлагают взять в аренду один из аэропортов
12:07
Взрыв в Балаклее: Почему людей в Украине держат за дураков?
11:38
Топ-10 самых разбитых дорог Украины
11:23
Пожары в Балаклее: появилось новое видео взрывов на военных складах с беспилотника
10:54
«Нафтогазу» грозит банкротство: чем это грозит России?
10:51
Вышел от одной любовницы, иду к другой: Шокин рассказал о своем здоровье
10:42
В WikiLeaks рассказали, как ЦРУ взламывает "айфоны" и "макбуки"
10:21
В Киеве бизнесмены продавали "государственную тайну"
10:14
Повышение минималки: Украинцы ничего не заметили
09:51
Четвертая диверсия, или Почему мы можем так и не узнать, что произошло в Балаклее?
09:48
Кучеренко: Ахметов богаче вдвое, а мы палим газ и залазим в долги. Диалектика, однако!
09:42
Ученые доказали существование параллельных миров
09:32
Google почав тестування нової версії ОС Android 8.0
09:02
Кто нажился на пожаре в Балаклее: бензин по 80 грн и такси за четыре тысячи
08:51
Необычные запреты на Мальте (фото)
08:40
Маша Ефросинина похвалилась подтянутой фигурой
08:30
Невесте Виталия Козловского угрожает поклонница артиста
08:29
Геращенко назвал свою версию, кем был на самом деле убийца Вороненкова
08:27
Законопроект Порошенко о двойном гражданстве нарушает права украинцев, — эксперт
08:24
В России запретили "Свидетелей Иеговы"
08:22
Ликвидность российский банков не вызывает вопросов - заместитель Гонтаревой
08:17
Между пожаром в Балаклее и ЧП на военных складах в 2015 году нашли много общего
08:11
Дочь Ольги Фреймут произвела фурор остроумными шутками в популярном украинском шоу
07:55
Дженнифер Лопес покорила поклонников фигурой в откровенном платье
07:46
Чуть не потеряли киллера: прохожие подсказывали копам что им делать
07:24
NASA тоже ошибается. Школьник из Британии указал ученым на нестыковку
07:19
В Киеве в продаже появилось "депутатское" сало
07:16
Страны по факту нет, государственные институты не работают. Ребята с ампутированной совестью, вы прямиком несётесь в ад, — Черняк
Більше новин

Ключ от цены на бензин: почему она не падает

0

Ключ от цены на бензин: почему она не падает
Одной из главных тем текущей недели стали цены на бензин и соответствующее заявление премьер-министра Арсения Яценюка, указавшего на нелогичность стабильности цен на нефтепродукты в Украине на фоне краха нефтяных котировок в мире. Он призвал Минэнерго и Антимонопольный комитет обсудить с нефтерейдерами вопрос восстановления утраченной логики.

Казалось бы, возразить нечего, ведь бензин делают из нефти. Однако это не значит, что только из цен на нефть состоит стоимость топлива. Например, в Европе закупочная (мировая) стоимость бензина и дизтоплива занимает в цене не более 40%, а иногда и вовсе 20%. Основная же часть цены формируется… налогами. Топливные акцизы являются мощным источником бюджетных поступлений и именно с этим связан пристальный контроль за оборотом подакцизных товаров в Европе (не у нас). Собранные налоги как правило идут на поддержание автодорог либо на программы развития общественного транспорта.

Украина тоже стала на этот путь. С января 2016 года мы стали еще в одном пункте европейцами – налоговая составляющая в цене бензина на украинских АЗС превысила “нефтяную”. На данный момент структура цены выглядит так: 45% – акцизы (их по сути два) и НДС, 40% – закупочная стоимость топлива на границе, оставшиеся 15% – затраты и прибыль АЗС. Еще до нового года первые две составляющие стояли в обратном порядке, но после обвала нефтяных цен и повышения акцизов в рамках бюджетного процесса они поменялись местами.

Хитрость правительства заключается не только в постепенном повышении налогов, но и в практике их установления в валюте. В итоге 85% в цене нефтепродуктов имеет валютную привязку, так как за импорт расчет идет в долларах и евро, акцизы установлены в евро. В евро с нового года будет начисляться и налог с розничного оборота подакцизных товаров – 0,042 евро/л. Как видим, правительство себя не обделило -зарабатывает на торговле нефтепродуктами больше, чем нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие компании, которые добыли нефть для этого бензина и произвели из него этот продукт. Что уж говорить об украинских владельцах бензоколонок, которым достается около 10% от этого пирога или порядка 2 грн/л. Между тем заработок правительства составляет около 9 грн/л. Отсюда вопрос: у кого больше возможностей влиять на цену топлива?

Но и это еще не все. Основная причина на первый взгляд нелогичного отсутствия реакции украинских топливных цен на отрадные новости с мировых нефтяных бирж – девальвация. На сегодня средняя цена бензина А-95 в стране составляет 19,35 грн/л или около 0,76 евро/л. Будь курс гривни хотя бы 20 грн за евро, а не 25, цена бензина бы около 15 грн/л. А при курсе начала 2013 года вряд ли пришлось бы платить больше 8 грн/л. Именно слабость национальной валюты заполняет пространство для снижения гривневых цен на импортные товары, которыми на 85% являются нефтепродукты.

Украинские чиновники за тысячи километров видят табло лондонских, нью-йоркских и сингапурских сырьевых бирж, однако отказываются замечать результаты своей деятельности – повышение налогов и неспособность остановить девальвацию, что неизбежно толкает цены на топливо вверх. Снизить валютную зависимость и хоть как-то охладить цены может отказ от ставок акцизов валюте, но в Минфине и слышать не желают о переходе на национальную валюту.

Понятно, в стране война и нужны деньги. Необходимо обратить внимание, что инициатива повысить налоги на нефтепродукты с нового года не встретила никакого сопротивления отраслевых кругов, что еще раз говорит о понимании особенностей текущего момента. Однако теперь правительственные инициативы и слабость гривни никто не замечает, хотя именно они являются основной причиной стабильности цен на топливо в условиях снижения цен на нефть.

Особо символично выглядит тот факт, что за два дня после “топливного” заявления премьера курс валют на межбанке прибавил 40 коп./л(до 24,25 грн за долл.), а на “черном” рынке доллар «завалился» за 26 грн.

Фактически это означает, что себестоимость нефтепродуктов выросла минимум на те же 40 коп./л. При этом гарантии, что курс не пойдет дальше, чиновники не дают, что не мешает им требовать снижения цен от бизнеса. Поэтому если кто и может снизить цены на топливо, то исключительно Кабмин, остановив девальвацию. Но это, похоже, нереальная задача.
По материалам: Rbc.ua


Загрузка...