Львовян возмутило новое секс-кафе в городе
Санкции против России: был ли эффект?
Зачем Эрдоган сбил российский самолет?
Мы не заметим, как мир захватит искусственный интеллект
Возмущенные высокими тарифами крымчане вышли на митинг
Сможет ли общественность преодолеть коррупцию во власти
Проблема «Привата» угрожает финансовой системе и всей стране
Журналисты показали элитный особняк Януковича в России за 1 млн долларов
10 шокирующих фактов про владелицу «Sanahunt» Оксану Мороз-Хант
Скандальный закон №5130: вся правда о зарплатах и пенсиях
Дерзость Шкиряка возмутила украинцев
Скандалы вокруг беглого нардепа Онищенко: названа его новая фамилия
Наезд на полицейских. Спецназ открыл огонь по автомобилю бандитов
У Зеленского высмеяли перелом пальца Андрея Парубия
Сеть взорвали кадры нападения мигранта на немку
ПриватБанк стал "Банком 2016 года" в рейтинге лучших мировых банков The Banker
Playboy навсегда может исчезнуть с российских прилавков
Новости Крымнаша. Цивилизационный разлом
Польский пограничник оштрафовал украинцев за тризубец на авто
"Мразь, ты сгоришь в аду": Семенченко "взорвался" из-за вопроса журналиста
Ожидай «привета», — к убийце-дезертиру обратились бывшие сослуживцы
Игры валют: доллар не сдается
Жена пленного россиянина рассказала, как от мужа отказались «ДНР» и Россия
Дочь Ольги Сумской кардинально изменила имидж
ВСУ успешно испытали дистанционный БТР "Фантом"
Как обманули тысячи вкладчиков банка Авакова
Почему львовский мусор до сих пор возят по всей Украине
РФ: Как подростки самоутверждаются, избивая друг друга
Нидерланды "убивают" украинскую евроинтеграцию
Вирус заражает компьютеры, прячась в рекламных "гифках"
Создатель Secret запустил сайт для анонимных публикаций
Лавров обозвал журналиста Reuters "дебилом"
С головой и без тела: в Тихом океане найден необычный червь
Украина занимает последнее место в Европе по уровню зарплаты
В ЕС рассказали, как будет действовать "заморозка" безвиза для Украины
Невероятный бросок мяча в кольцо с высоты 177 метров
Президентство Трампа приведет к краху США
В Херсонской области пьяный солдат расстрелял караульных

Ученые объяснили фигуры на Плутоне

Ученые объяснили фигуры на Плутоне
Ученые разобрались, почему Плутон испещрен необычными многоугольниками, не побитыми метеоритами. Причина — в конвекции, заставляющей поверхность карликовой планеты постоянно обновляться.

Сразу две независимые группы исследователей США одновременно представили миру свой анализ необычных образований, который увидел космический зонд New Horizons, подлетая к Плутону в июле прошлого года.

Планетологи объяснили загадку таинственных ледяных многоугольников, обнаруженных в месте, получившем название Равнина Спутника (Sputnik Planum).

Статьи с их выводами были опубликованы в последнем номере журнала Nature. Как неоднократно заявлял глава миссии Алан Штерн, «Плутон не разочаровал». На этой карликовой планете, рожденной на окраинах Солнечной системы, как и во всех исследованных до нее космических мирах, до сих пор наблюдается геологическая активность, на что указало наличие гор высотой до 3,5 км и громадных холмов, которые, возможно, появились в результате «криовулканизма».

Но больше всего удивили ученых эти самые многоугольники, обнаруженные в районе Равнины Спутника. Они имели схожие формы, схожие размеры от десяти до сорока километров в поперечнике и были удивительно плоскими — разница высот внутри этих многоугольников не превышала нескольких десятков метров.

И что самое интересное, там не было кратеров, которые возникают в результате падения больших астероидов.

В эпоху формирования планет Солнечная система просто кишела этими астроидами, а в поясе Койпера, где находится Плутон, их и сегодня предостаточно, поэтому наличие мест, где по какой-то причине не наследили астероиды, представлялось как минимум удивительным.

Теперь выясняется, что ключ к пониманию феномена лежал на поверхности, точнее — под поверхностью Плутона. Обе группы (одна из Университета Пердью, другая — сборная из разных университетов) нашли этому обстоятельству простое и естественное объяснение — конвекция. То есть то, что на Земле называется круговоротом воды в природе.

Только на Плутоне в роли воды выступает азот, точнее азотный лед.

Этим льдом Плутон изобилует. При температуре примерно 35 К, царящей там, водяной лед имеет твердость алмаза, а вот азот, с его температурой плавления 62 К, представляет собой довольно вязкое вещество. Главное здесь в том, что температурный режим в разных местах Плутона неоднороден — кое-где его подогревают находящиеся внутри скальные породы с большим содержанием долгоживущих радиоактивных изотопов. И именно там азот слегка нагревается, расширяется и как вещество с меньшей плотностью по закону Архимеда начинает всплывать.

Всплыв, он снова охлаждается и тонет. Такой сценарий, напоминают ученые, возможен, однако всплыванию и оседанию азотного льда мешает все та же вязкость. Эта же вязкость не дает человеку тонуть на асфальте, хотя на жаре он вполне может оставить на нем отпечатки своих ботинок. Все здесь зависит от параметра вязкости, который называют числом Рэлея. Если этот параметр больше критического значения, то вязкость всплытию не мешает, а только замедляет его. Обе группы сумели подсчитать для азотного льда в условиях Плутона число Рэлея, и оказалось, что оно превышает критическое значение на несколько порядков.

Так что в многоугольниках плато Спутник идет постоянный круговорот азота со скоростью нескольких сантиметров в год.

И потому поверхность многоугольников обновляется за период от полумиллиона до миллиона лет, что по астрономическим меркам почти мгновение. Это и объясняет отсутствие на поверхности кратеров.

Единственное, в чем не сошлись во мнении исследователи из этих двух групп, — толщина льда в этих ячейках. Группа из Университета Пердью, опираясь на свои расчеты, настаивает на цифрах в районе десяти километров. Сборная группа предъявляет другие расчеты, согласно которым эта толщина не должна превышать 3–6 км.

В любом случае мы имеем дело с ледяными озерами, пока еще из-за своей многоугольности имеющими не слишком понятное происхождение, но демонстрирующими механизм, работающий на большинстве небесных тел, которые нам удалось увидеть, — конвекцию! На Земле, как уже говорилось, это круговорот воды, на полюсах Марса — углекислого газа, на Титане этот круговорот осуществляют метан и этан, и так далее. И получается, что конвекция представляет собой явление, общее для всех небесных тел, различаются только материалы, в ней участвующие, и результаты, к которым она приводит.