Bitcoin является ни валютой, ни платежным средством – НБУ
В Аргентине вживую засняли инопланетянина
Ненакрашенная Дженнифер Лопес попросила о помощи
В сети подняли на смех название ресторана российского певца
НБУ пожаловался на бездеятельность казначеев
В Киеве парень зарезал отца своей девушки
Неприличный кадр в популярном мультфильме спровоцировал громкий скандал
Крупный немецкий перевозчик готов работать с "Укрзализныцей"
Поклонская готова дать показания в украинском суде
Убого и беспощадно: в сети высмеяли кинофестиваль в Мариуполе
Курьез дня: "Реал" отметился эпичным конфузом в матче с "Бетисом" - фотофакт
На грани фантастики: соперник "Шахтера" забил гол после умопомрачительной комбинации
В Польше заробитчанин зарезал поляка и хотел сбежать
В Киеве – бум боёв без правил. Среди участников – даже сотрудник СБУ
ГПУ конфисковала у "мафии" Януковича 200 миллионов долларов
Под Кременчугом перекрыли трассу и эвакуируют дачников из-за лесного пожара
Во Львове студентки повредили чужой Volkswagen, устроив фотосессию на крыше
Повышение пенсий уже перенесли официально
Луценко ответил на критику свадьбы сына: "Имею право на личное 5-часовое счастье"
Таке враження, що на виборах українці владу обирають для ворогів, — Міщенко
Украинские военные дали жесткий отпор боевикам на Донбассе
Российская подлодка "отомстила" террористам в Сирии крылатыми ракетами
В Приватбанке нечего продавать. Его можно подарить с доплатой - НБУ
Повышение тарифов на коммуналку: Розенко развеял опасения
В Украине необходимо срочно создать Антикоррупционный суд и начать сажать коррупционеров
Области получат на ремонт дорог 25 миллиардов - Омелян
Как сильно Brexit ударит по экономике ЕС?
В октябре у украинцев будет 10 выходных дней
Трамп: Украина достигла прогресса
Травести-дива Монро показала, как выглядела в 21 год
Усик дебютировал в сборной Украины по футболу
Олександр Спасибко: «Роботи щодо створення музею на Поштовій та 2-га черга реконструкції транспортної розв’язки на площі тривають за планом»
Украинский теплоход сменил флаг и пошел в Крым
Известная российская актриса находится при смерти после жуткой трагедии
Треба якомога швидше прибирати владу, яка загнала Україну в боргову яму, – Юлія Тимошенко
"Народные санкции": пугающая ситуация в Киеве озадачила сеть
Магнитный пускатель: все за и против
В Украине бум прослушки: "жучки" находят даже в гостиницах

Ученые объяснили фигуры на Плутоне

Ученые объяснили фигуры на Плутоне
Ученые разобрались, почему Плутон испещрен необычными многоугольниками, не побитыми метеоритами. Причина — в конвекции, заставляющей поверхность карликовой планеты постоянно обновляться.

Сразу две независимые группы исследователей США одновременно представили миру свой анализ необычных образований, который увидел космический зонд New Horizons, подлетая к Плутону в июле прошлого года.

Планетологи объяснили загадку таинственных ледяных многоугольников, обнаруженных в месте, получившем название Равнина Спутника (Sputnik Planum).

Статьи с их выводами были опубликованы в последнем номере журнала Nature. Как неоднократно заявлял глава миссии Алан Штерн, «Плутон не разочаровал». На этой карликовой планете, рожденной на окраинах Солнечной системы, как и во всех исследованных до нее космических мирах, до сих пор наблюдается геологическая активность, на что указало наличие гор высотой до 3,5 км и громадных холмов, которые, возможно, появились в результате «криовулканизма».

Но больше всего удивили ученых эти самые многоугольники, обнаруженные в районе Равнины Спутника. Они имели схожие формы, схожие размеры от десяти до сорока километров в поперечнике и были удивительно плоскими — разница высот внутри этих многоугольников не превышала нескольких десятков метров.

И что самое интересное, там не было кратеров, которые возникают в результате падения больших астероидов.

В эпоху формирования планет Солнечная система просто кишела этими астроидами, а в поясе Койпера, где находится Плутон, их и сегодня предостаточно, поэтому наличие мест, где по какой-то причине не наследили астероиды, представлялось как минимум удивительным.

Теперь выясняется, что ключ к пониманию феномена лежал на поверхности, точнее — под поверхностью Плутона. Обе группы (одна из Университета Пердью, другая — сборная из разных университетов) нашли этому обстоятельству простое и естественное объяснение — конвекция. То есть то, что на Земле называется круговоротом воды в природе.

Только на Плутоне в роли воды выступает азот, точнее азотный лед.

Этим льдом Плутон изобилует. При температуре примерно 35 К, царящей там, водяной лед имеет твердость алмаза, а вот азот, с его температурой плавления 62 К, представляет собой довольно вязкое вещество. Главное здесь в том, что температурный режим в разных местах Плутона неоднороден — кое-где его подогревают находящиеся внутри скальные породы с большим содержанием долгоживущих радиоактивных изотопов. И именно там азот слегка нагревается, расширяется и как вещество с меньшей плотностью по закону Архимеда начинает всплывать.

Всплыв, он снова охлаждается и тонет. Такой сценарий, напоминают ученые, возможен, однако всплыванию и оседанию азотного льда мешает все та же вязкость. Эта же вязкость не дает человеку тонуть на асфальте, хотя на жаре он вполне может оставить на нем отпечатки своих ботинок. Все здесь зависит от параметра вязкости, который называют числом Рэлея. Если этот параметр больше критического значения, то вязкость всплытию не мешает, а только замедляет его. Обе группы сумели подсчитать для азотного льда в условиях Плутона число Рэлея, и оказалось, что оно превышает критическое значение на несколько порядков.

Так что в многоугольниках плато Спутник идет постоянный круговорот азота со скоростью нескольких сантиметров в год.

И потому поверхность многоугольников обновляется за период от полумиллиона до миллиона лет, что по астрономическим меркам почти мгновение. Это и объясняет отсутствие на поверхности кратеров.

Единственное, в чем не сошлись во мнении исследователи из этих двух групп, — толщина льда в этих ячейках. Группа из Университета Пердью, опираясь на свои расчеты, настаивает на цифрах в районе десяти километров. Сборная группа предъявляет другие расчеты, согласно которым эта толщина не должна превышать 3–6 км.

В любом случае мы имеем дело с ледяными озерами, пока еще из-за своей многоугольности имеющими не слишком понятное происхождение, но демонстрирующими механизм, работающий на большинстве небесных тел, которые нам удалось увидеть, — конвекцию! На Земле, как уже говорилось, это круговорот воды, на полюсах Марса — углекислого газа, на Титане этот круговорот осуществляют метан и этан, и так далее. И получается, что конвекция представляет собой явление, общее для всех небесных тел, различаются только материалы, в ней участвующие, и результаты, к которым она приводит.