Синоптики обещают новые грозы, медики сообщают о новых пострадавших и даже о фатальных случаях, а пожарные – о сгоревших домах. Возникает необходимость правильно позаботиться о собственной безопасности. Как это сделать, рассказал эксперт по физике атмосферных явлений Андрею Семеренко.
Он рассказал «КП», что молния может попасть в дом, причем ее электрический заряд пойдет по стенке к ближайшей точке заземления, которая располагается рядом с электропроводкой. Если заземление слабое, произойдет его отгорание, а остаток разряда распределится по электрической системе строения. Тогда сгорит все, что включено в розетку.
Может ли разряд из розетки попасть на человека?
По словам Андрея Семеренко, для человека ситуация может оказаться опасной, если в доме нет заземления, когда, к примеру, на крыше не установлен молниеотвод, или нарушена технология его монтажа.
Даже если все идеально, электрические приборы все же лучше выключать. Это тем более важно, если в доме старая электропроводка, которая может не справиться с ударом. Выключив электронику, мы снимаем нагрузку с системы, давая ей возможность отвести лишнее электричество
Если говорить о степени опасности, она минимальна, если между вспышкой молнии и ударом грома есть какой-то промежуток времени. Это означает, что грозовая туча далеко. Но если сверкнуло и тут же моментально громыхнуло, это высокий уровень опасности. Но лучше не рисковать, а спокойно укрыться от грозы в защищенном месте.
Как люди выживают?
При главном разряде молнии температура канала может доходить до 30 градусов, но, по статистике, поражение оказывается смертельным для 25% людей. Следствием удара молнии становится остановка сердца.
Каждый живой организм является электрически заряженной системой, и у выживших нередко возникают серьезные проблемы со здоровьем. Часто происходит потеря памяти, нарушается сон, теряется слух, возникают боли разной локализации. Это если не учитывать психическую травму.
Повышенная опасность автомобилей
Молния может запросто ударить в автомобиль, так как шины являются очень мощным диэлектриком, а металлический корпус вполне может накопить достаточно мощный заряд, а значит, сильно ударить током. Не так уж редки случаи, когда машины загораются, покрышки лопаются. Поэтому передвигаться на авто в грозу и прятаться в нем от молний точно не стоит. Если нет другого выхода, рекомендуется снять с корпуса металлическую антенну, отключить все возможное и тихо сидеть, стараясь ничего не трогать, пока не наладится погода.
Случается, молния попадает в трамваи и троллейбусы, но чаще всего она пробивает в контактную сеть. Может под ударом оказаться и сам вагон, если он находится на пригорке, а сеть оборвана, то есть фазового питания нет. Тогда сам трамвай или троллейбус сработает как молниеотвод. В этом нет ничего страшного для пассажиров, но, конечно, неприятно.
Мифы и правда
Молния может попасть в любой предмет, который находится на высоте, в том числе, и в самолет. Она предпочитает металлические изделия, хотя может попасть во все, что вытянуто: высотки, колокольни, башни и, понятно, деревья. Поэтому под ними прятаться нельзя, а лучше найти углубление как можно ближе к земле.
Что касается всяческих примет вроде той, что молния не ударяет дважды в одно место, или что молнии предпочитают дубы, серьезно воспринимать не стоит. Лучше максимально себя обезопасить.
Как сообщалось ранее, в Украине объявлено штормовое предупреждение и первый уровень опасности.