Ученые: Адская планета существует

Астрономами впервые была изучена на предмет свойств стратосферы одна гигантская экзопланета.

В итоге, оказалось, что там такие температуры, вещество настолько сильно раскалено, что железная руда и ряд металлов просто испарялись бы, если бы туда добирались, например, в составе астероидов. Планета, так сказать, достаточно неплохо из-за своей температуры защищена от космических бомбардировок.

По словам британского специалиста Тома Эванса из Университетат Эксетера, когда телескоп первый раз оказался нацелен на объект, получивший номер WASP-121b, то оказалось, что там сильно сияют водные молекулы. Соответственно, присутствовала хорошо выраженная стратосфера. Условно планету прозвали «горячим юпитером». Как отмечают астрономы, в теории и раньше было понятно, что некоторые небесные тела должны иметь горячую стратосферу, которая воздействует на состав объекта и его возможности.

Собственно, планеты открываются вообще очень часто и активно. В основном, обнаруженные небесные тела сравнивают с Землёй или с Юпитером, исходя из размера объекта, его цветовой гаммы, свойств и так далее. В настоящее время большинство планетологов занято тем, что пытается изучить атмосферу обнаруженных объектов, чтобы понять, могло ли там что-то зародиться или нет, а также раскрыть то, как они вообще формировались. Собственно, лучше всего получается исследовать «горячие юпитеры» - они очень большие и удобные, наиболее, так сказать, условно доступные для того, чтобы направлять на них телескопы и спектрометры.

По раскалённости их атмосферы напоминают газовую оболочку пятой планеты от Солнца и последующих за ней. Иногда там выпадают особенные осадки. Например, сапфировые или алмазные капли. Часто в атмосфере бывает водород, гелий и углеводороды.

По словам Тома Эванса, у учёных и ранее были подозрения, что у многих «горячих юпитеров» не просто поверхность раскалена до рекордной отметки, но стратосфера невероятно горячая, особенно там, где повыше. Собственно, высота влияет на температуру и на Земле. Правда, параметры существующих телескопов несколько маловаты, чтобы направлять их конкретно на атмосферу «горячих юпитеров», в связи с чем учёные ищут оттенки в том, как светится местная звезда. Основано это на том, как ведёт себя земная стратосфера, а также на компьютерных макетах раскалённого газового гиганта. Однако не было понятно, почему такой разогрев, ведь если у нас на всё это влияет озон, то там-то такого вещества просто не имеется. Последнее способно заниматься поглощением ультрафиолетового излучения, создавая из него лучи тепловые, в связи с чем в верхней части и жарче, поскольку к низу не все добираются.

Эванс с командой предпринимали попытки найти то самое вещество, которое так нагревает стратосферу, для чего анализировали самые горячие экзопланеты, пользуясь «Хаблом». Когда дело дошло до объекта WASP-121b, что расположен в созвездии Кормы, специалисты открыли некоторые необычные линии. Считается, что там очень разогретый водяной пар, а также другие вещества, которые нагревают воду до крайне высокой температуры. Чтобы докопаться до истины на предмет сути тех самых веществ, был создан компьютерный макет объекта.

Виртуальная планета теперь при помощи программы получала для своей атмосферы набор разных веществ, и специалисты смотрели, меняются ли спектры от того, какой именно набор и какая концентрация. Благодаря подобному приёму удалось понять, что таки верх – это и вправду стратосфера, где местный озон представляет собой оксиды титана и ванадия, которые и способны вбирать ультрафиолетовое излучение больше, чем тот таки озон.

Температура в этой части атмосферы, соответственно, примерно 2426,85 градусов Цельсия, и это составляет огромный перепад с нижней частью, где градусы равны 1200. Тоже немало, однако таки поменьше. Соответственно, железо плавится при 1538 градусах, и в такой стратосфере оно бы закипело и испарилось По словам Эванса и его коллег, такое открытие способно служить подтверждением того, что «горячие юпитеры» делятся на два вида. У первых стратосфера есть, а у других её нет. В ходе дальнейшего изучения объекта WASP-121b и открытия подобных ему, как считают планетологи, можно будет определить, в следствие чего эти планеты формируются и какие ещё есть отличия от прочих.

К слову, ранее была обнаружена и другая невероятно горячая планета – KELT-9b, место расположения – созвездие Лебедя. С «солнечной» стороны данный объект настолько раскалён, что и не все звёзды с ним сравнятся. Дело в том, что местная звезда там много ультрафиолета излучает, что есть опасения, как бы планета и вовсе не испарилась. Правда, если у KELT-9b ядро является каменистым, то полностью она не исчезнет, однако существенно уменьшится, станет подобна нашему Меркурию.

По словам американского учёного Кивана Стассана, обнаружили этот объект ещё три года назад, когда намеренно искали планеты именно у максимально ярких и больших светил. KELT-9b открыли абсолютно случайно – там очень сильно вытянутая полярная орбита, потому на диске звезды она появляется крайне редко, примерно раз за 150 лет. Небесное тело почти впритык со своей звездой, потому местный год заканчивается за наши полтора суток. Соответственно, и температура крайне адская – 4326 на «солнечной» стороне. Солнце, например, горячее этой планеты всего-навсего на 1 тысячу градусов.