Украинский предприниматель Руслан Тимофеев создал успешную партнёрскую СРА-сеть Everad, но вскоре продал долю в проекте и посвятил себя инвестиционной деятельности. В 2019 году он основал венчурный фонд Adventures Lab, который занимается финансированием и масштабированием IT-проектов на начальных этапах развития.
Бизнесмен рассказал, что собой представляет инвестиционная «кухня» изнутри, в какие проекты стоит вкладывать средства и о каких рисках не стоит забывать.
Как создавалась сеть Everad
Интернет-маркетингом Руслан Тимофеев начал заниматься в университетские годы. Он решил попробовать свои силы в раскрутке бизнес-сообществ в соцсетях. Разобраться со всеми процессами ему не составило труда, и вскоре будущий предприниматель получил свой первый серьезный заработок. Заодно он узнал о том, что трафик, получаемый с привлечения клиентов, можно монетизировать. В частности, его привлёк CPA-маркетинг — продвижение товаров и услуг через работу с партнёрскими сетями, при котором оплата производится за целевое действие пользователей.
В 2012 году Руслан вместе с Андреем Алексейчуком и другими партнёрами создал собственную CPA-сеть, которая получила название Everad. Основным направлением фаундеры выбрали нишу Health&Beauty.
Дела в компании в целом шли хорошо, проект быстро масштабировался. Хотя были и кризисные ситуации, связанные с нестабильной ситуацией на украинском рынке. В 2016 году один из партнёров покинул проект.
Открытие Adventures Lab
В 2019 году Руслан Тимофеев решил продать долю в CPA-сети, объяснив это тем, что он реализовал все свои возможности в проекте. Следующим этапом для него стало инвестирование. В декабре 2019 года бизнесмен учредил фонд Adventures Lab. Сооснователем выступил Андрей Криворчук — он занял должность Managing Partner.
Компания занимается развитием стартапов на ранних этапах существования. Перед началом работы команда оценивает перспективы и пользу продукта, стратегию, мотивацию фаундеров. Почти за два года работы фонд вложил свыше 15 млн долларов в самые разнообразные разработки. Среди них мобильные приложения Reface и Salo, образовательная платформа EduDo и стриминговый сервис StreamHERO.
Помимо поиска стартапов, Adventures Lab занимается курированием компаний из своего портфеля — выступает в роли их эдвайзера. Руслан Тимофеев и его команда общаются со стартапами, выявляют уязвимости в их бизнесах и ищут варианты их устранения. В процессе такой работы даже была запущена инициатива Hey, Pitches!, которая распространила эту практику на всю экосистему и теперь помогает молодым фаундерам развивать свои проекты и делать их привлекательными для инвесторов.
Секреты успешного финансирования
Существует ряд критериев, по которым Adventures Lab определяет перспективность того или иного проекта, рассказывает Руслан Тимофеев. Прежде всего анализируются ниша, которую хотят занять стартаперы, уровень конкуренции и целевая аудитория. Если рынок перегрет или вовсе не заинтересован в продукте, то даже самая толковая бизнес-идея не сможет получить на нём должную прибыль.
Разумеется, большое внимание уделяется экспертизе фаундеров, актуальности разработки, её проблематике. Ценятся эксклюзивность, удобство, способность удовлетворить потребности рынка. Кропотливо отслеживается сетевой эффект компании. Благодаря мощному нетворкингу, развитой сети контактов, коммуникации с инвесторами и медиа проект быстрее развивается и получает шанс опередить конкурентов.
Не стоит списывать со счетов риски — с ними сопряжён любой бизнес, считает предприниматель.
«Бывает, что сам стартап, его показатели, менеджмент, продукт — всё отлично. А потом фаундер с женой развёлся, на год ушел в депрессию и бросил всё. Такое тоже нужно учитывать. Человеческий фактор никто не отменял», — объясняет он.
В заключение Руслан Тимофеев отметил, что инвестор может помогать портфельным проектам – менторством, советами. Но он не должен заниматься операционной деятельностью в компании, которую финансирует. В этом случае он возлагает на себя роль руководителя, отчего теряется сама суть инвестирования.