Посадка на поверхность Луны была ещё мечтой Джона Кеннеди и стала выбранным им приоритетным направлением политики Америки в шестидесятых годах прошлого века. Руководителем полета в команде центра управления полетами США являлся Джин Кранц. Первый экипаж на Луну состоял из американских астронавтов: командира Нила Армстронга, пилота лунного модуля Базза Олдрина, пилота командного модуля Майкла Коллинза.
У ракеты-носителя, самой тяжелой и мощной на тот период времени, Сатурн-5 на старте была выявлена утечка взрывоопасного топлива и в любой момент миллионы галлонов могли вспыхнуть от случайной искры. Если бы ракета взорвалась в первые две с половиной минуты после старта, то экипаж не смог бы выжить.
Необходимо отметить, что срочное решение опасных проблем было тоже частью космической программы. В последний момент перед стартом техникам все же удалось закрепить злополучный клапан, через который водородное топливо поступало в Сатурн-5, и утечка горючего была остановлена.
Чтобы не подвергать экипаж дополнительному стрессу, руководители ЦУП Америки не сообщили астронавтам об имеющихся неполадках с клапаном для водородного топлива. Кроме того их сознательно ввели в заблуждение насчет безопасности полета при любом непредвиденном случае, пообещав, что если во время запуска произойдет утечка топлива и последует мощный взрыв или откажет двигатель, то их капсула мгновенно катапультируется на безопасное расстояние от аварийной ракеты. В тоже время, специальная служебная записка, которая была доведена до сведения руководителей полета НАСА за год до запланированного полета на Луну, содержала сведения об обратном. Там говорилось о разрушении капсулы космического корабля в случае аварийной ситуации во время старта ракеты.
Информационное оборудование в центре управления полетами и на борту корабля по современным меркам было крайне примитивно. Бортовой компьютер по своим возможностям напоминал электронные часы. А электронная начинка огромного зала ЦУП сегодня уместилась бы в одном лэптопе.
До Луны двести шестьдесят тысяч миль. В полете на космическом корабле это расстояние занимает три дня. В этот период астронавты Аполлона-11 впервые столкнулись с необычным явлением. Они увидели в космическом пространстве относительно недалеко от себя светящийся неопознанный объект. Сначала члены экипажа подумали, что видят последнюю ступень ракеты S-IVB, которая отделилась от модуля два дня назад, и запросили у ЦУП её координаты. Получив необходимую информацию, они поняли, что в космосе не одни и имеют дело с НЛО, но сообщать об этом на Землю не стали, переживая, что им прикажут прекратить полет и вернуться назад. Итак, первая неожиданность, которая произошла в полете это то, что астронавты действительно видели в дальнем Космосе НЛО.
Следом за встречей с НЛО астронавтов ожидал ещё один сюрприз. Члены экипажа Аполлон-11 стали наблюдать странное явление внутри космического корабля. Повсюду в отсеке вспыхивали какие-то искры. Они встревожили экипаж даже больше чем НЛО. Как выяснилось позже, во время разбора полета после приземления, это были быстрые тяжелые частицы Z, которые на высокой скорости бороздят космическое пространство, проникая в корабль и в нервные клетки человека. Вспыхивающие искры сопровождали Аполлон-11 на протяжении всего полета, какой урон они нанесли здоровью членов экипажа, ученые до конца не выяснили.
Достигнув орбиты Луны в восьмидесяти милях от неё, космонавты НАСА начали подготовку перед прилунением. Армстронг и Олдрин переместились в лунный отделяемый модуль, а в командном отсеке оставался Коллинз. Чтобы сэкономить вес, оболочку лунного модуля сделали очень тонкой не более двух слоев алюминиевой фольги, которую по неосторожности легко можно было повредить острым предметом.
Астронавты второго шанса высадки на поверхность Луны не имели, поэтому они должны были безошибочно пилотировать по заданной орбите. Однако по какой-то причине аппарат сбился с заданной траектории. Лунный модуль потерял радиосвязь с ЦУП, и управлять посадкой с Земли стало невозможно. В это время в ЦУП случился серьезный сбой в работе электронной вычислительной машины, обслуживающей космический полет. Это произошло из-за перегрузки маломощной компьютерной системы.
Астронавты на лунном модуле были в шоке, так как спускались практически вслепую, без крайне необходимой информации о скорости, параметрах движения, координатах в пространстве. В ответ на все их запросы бортовой компьютер в командном отсеке, где остался Коллинз, выдавал лишь сигнал переполнения и код тревоги. В отчаянии руководство ЦУП срочно обратилось к молодому компьютерному гению-программисту Джеку Гарману, который в считанные секунды разобрался с причиной сигнала ошибки и набросал новый компьютерный код. Если бы сигнал ошибки появлялся вновь и вновь, то вычислительная система посадочной РЛС зависла, а бортовой компьютер не смог бы управлять лунным модулем.
Топливо в посадочном баке было на исходе. Армстронг решил вручную управлять прилунением. На остатках топлива лунный модуль направлялся в каменистый кратер Луны и за пятнадцать секунд до окончания топлива произвел посадку на лунную поверхность.
Из всех подстерегающих астронавтов опасностей, последняя на завершающем этапе полета оказалась самой критической. Единственный на модуле взлетный двигатель мог дать сбой. Во время земных испытаний он отказывал в половине случаев. Поэтому действующий тогда президент Америки Ричард Никсон уже готовил экстренную траурную речь о погибших астронавтах, которая сорок лет хранилась под грифом «Секретно». Но проблема оказалась совсем в другом происшествии. Астронавты, готовясь к выходу на лунную поверхность, задели шлемом скафандра рычажок переключения запуска взлетного двигателя и он отломился. Экипажу Аполлона-11 удалось вернуться на Землю благодаря шариковой ручке, вставленной в углубление переключателя запуска.
Астронавты впервые почувствовали себя в безопасности после перенесенных событий уже только после стыковки с командным отсеком на лунной орбите. Наконец экипаж поверил, что корабль сможет доставить их вместе с ценным лунным грунтом назад на Землю.
Вопреки всем космическим перипетиям через восемь дней Аполлон-11 благополучно вернулся домой…