И.о. министра энергетики Юрий Витренко, сменивший Андрея Коболева на должности главы правления НАК "Нафтогаз Украины", заявил, что занять пост главы правления компании ему предложили президент Украины Владимир Зеленский и премьер-министр Денис Шмыгаль.
Об этом сообщает "Интерфакс". "Это не было моей инициативой. Просто когда стало понятно, что план назначить меня первым вице-премьером – министром энергетики из-за объективных и субъективных обстоятельств не удается реализовать, тогда руководство страны – и президент, и премьер-министр – предложили рассмотреть такой вариант", – заявил Витренко.
Также он отметил, что государство не только имеет право, но и должно реагировать на неэффективную работу менеджмента компании, результатом которой стало ухудшение финансовых и операционных результатов. По его словам, увольнение Коболева и смена набсовета является логичной.
"Государство должно быть активным владельцем, соответственно Кабинет министров имеет право и обязанность реагировать на проблемы в компании. Это решение было принято в пакете с рассмотрением результатов 2020 года… И с этой точки зрения оно является понятным", – сказал Витренко.
Он добавил, что если в 2019-м консолидированная прибыль компании была больше 63 млрд грн, то по результатам 2020 года убыток, подтвержденный международной компанией "Делойт", превысил 19 млрд грн и стал первым убытком после 2015-го. "Возвращение в не очень хорошо прошлое не может не вызывать беспокойства и не может не приводить к соответствующим решениям", – отметил и.о. министра энергетики.
Он добавил, что подобные компании в соседних странах – Польше и Румынии – были прибыльны в 2020-м. "Правильно сравнивать именно с этими компаниями, а не с чисто коммерческими западными, так как "Нафтогаз" бесплатно пользуется основными средствами, которые получает от государства. Он не платил за подавляющее большинство своих лицензий на добычу, не покупал основные средства – хранилища ему дали, скважины оборудованы, наземная инфраструктура – все это в подавляющем числе случаев было создано еще предшественниками "Нафтогаза" как отдельной компании, просто было внесены все в уставный фонд", – объясняет и.о. министра.