Применение РРО – лишь один из запланированных шагов детенизации, в Налоговый кодекс планируется внести десятки изменений.
Народные депутаты активно обсуждают с Кабмином, как можно изменить налоговую систему в Украине, обновив Налоговый кодекс. В приоритете — снижение уровня налогообложения доходов, введение налога на выведенный капитал (НнВК) в урезанном виде, возможность для самозанятых платить 5% налога на доходы, пишет Фокус.
Налоговый кодекс: какие новые налоги могут ввести в Украине для бизнеса и граждан
Многое экономические эксперты предложения, в основном, поддерживают. Ключевой вопрос — будут ли все налоговые инициативы действительно приятны бизнесу и гражданам, или же, как всегда, есть подводные камни. Например, в виде тотального контроля над доходами граждан. Министр финансов Сергей Марченко еще летом анонсировал введение непрямого контроля доходов по расходам. Это — следующий шаг после амнистии капиталов.
Зарплата — работнику. Могут ли снизить уровень налогообложения зарплат?
Глава налогового комитета Верховной Рады, народный депутат Даниил Гетманцев 20 декабря на конференции Украинского совета бизнеса анонсировал реформу прямых налогов. По его словам, налоговый комитет ВРУ обсуждает с Кабмином объединение трех платежей в один — единого социального взноса (ЕСВ), налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и военного сбора. Эффективную ставку налогообложения хотят снизить до 30% с последующим снижением по 1% ежегодно – вплоть до 25%. Эксперты оценивают такие инициативы положительно.
Экономист и координатор экономических групп Экономической экспертной платформы Олег Гетман отмечает: "Сейчас нагрузка на фонд оплаты труда составляет 22% ЕСВ, 18% НДФЛ, 1,5% военный сбор. То есть вместе номинал – 41%. Эффективная ставка, если посчитать, 34%".
Даниил Гетманцев также анонсировал налоговые "плюшки" для тех, кто будет добровольно подавать ежегодную налоговую декларацию. Есть и другие предложения.
В перечне инициатив — возможные налоговые вычеты затрат на туристические поездки по Украине, на аренду жилья. Конечно же, для реализации такой схемы все указанные затраты должны быть абсолютно белыми.
Еще одна инициатива — семейное налогообложение, при котором можно использовать льготы родственников, которые не получают доход. Правда, в таком подходе есть свои минусы. Чтобы претендовать на какие-то льготы от государства, семья будет доказывать, что ее доходы – именно такие и полностью белые, в том числе, через подачу ежегодной декларации о доходах. К слову, законопроект №6539 "О домохозяйстве (домоэкономике)" 21 января был зарегистрирован в ВРУ.
Есть у парламентариев и другие смелые инициативы.
Фракция "Голос" зарегистрировала в Верховной Раде два законопроекта о снижении налогов на зарплаты, № 6548, 6549. Идея такая же, как у Гетманцева, — объединить зарплатные налоги. Однако ставку предлагают уменьшить до 20%.
В комментарии Фокусу народный депутат Ярослав Железняк поясняет: "Мое искреннее убеждение, что 20% – точно лучше, чем 25%. Но 25% – точно лучше, чем 40% или 34%, если мы говорим об эффективной ставке".
Он признает, что инициатива "Голоса" не содержит компенсаторов и приведет к снижению поступлений в казну государства — по расчетам фракции, на 50 млрд грн. ежегодно.
Эксперты-экономисты тоже говорят о компенсаторах: если поступления в госбюджет уменьшатся и новые не появятся, нужно будет урезать статьи расходов государства.
Впрочем, практика показывает, что государство всегда может найти направления, откуда взять больше налогов и платежей. Это могут быть традиционные акцизы или рента, суммы поступлений от которых в госбюджет ежегодно растут.
ФОПы на зарплате: схему могут прикрыть
Даниил Гетманцев в СМИ уже сообщил о плане ограничить возможность юрлиц сотрудничать с ФОПами ІІІ групы, или так называемыми "зарплатными ФОПами". Речь идет о случаях, когда работодатель не оформляет сотрудника в штат, а сотрудничает с ним, как с физическим лицом-предпринимателем, хотя на самом деле речь идет о полной занятости в компании.
Ярослав Железняк, впрочем, уверен, что парламент никогда не пропустит законопроект, который исключит возможность оформлять сотрудников, как ФОПов.
Олег Гетман и Владимир Дубровский называют компромиссным законопроект № 5054-1, призванный отделить настоящих фрилансеров от "зарплатных ФОПов", согласно четкому перечню критериев.
Дарина Марчак, руководитель Центра анализа публичных финансов и публичного управления Киевской школы экономики, подчеркивает, что больше всего "зарплатных ФОПов" не в ІТ-сфере, а в торговле, и значительная часть розничных сетей тоже работают через фиктивных предпринимателей.
"Вопрос, будут ли и дальше разрешать ІТ работать с низким уровнем налоговой нагрузки (благодаря "Дия Сити", — ред.), а другим компаниям — нет? Делались ли расчеты, как будет реагировать ритейл на такие изменения: возьмут ли они сотрудников в штат или уменьшат их количество? Не приведет ли это к увеличению уровня безработицы?" — перечисляет ряд вопросов, на которые нужны ответы, Дарина Марчак.
Контроль над расходами: как будут контролировать граждан
В Министерстве финансов еще летом 2021 года анонсировали введение непрямого контроля за доходами по расходам. Документ до сих пор разрабатывают.
Ранее от Минфина звучали тезисы о довольно мягкой модели — необходимости подтверждать происхождение денег исключительно при крупных покупках.
При этом Владимир Дубровский считает, что в Украине такой подход нарушает презумпцию невиновности и открывает для проверяющих огромное поле для коррупции.
Собственно, определенная модель контроля уже работает через финансовый мониторинг банков, которые обязаны проверять источник происхождения средств при покупках, например, недвижимости, автомобилей, земли. Как правило, изучаются документы о доходах банковских клиентов, если сумма сделки (банковской транзакции) превышает 250-300 тыс. грн.
Нардеп Ярослав Железняк просто не верит, что озвученную Минфином инициативу косвенного определения доходов по расходам вообще получится провести через Верховную Раду, и подчеркивает: "У нас уже сейчас в банках есть финмониторинг". По его словам, потенциальные изменения не позволят государству привлекать больше средств в бюджет, ведь основные налоговые потери — не из-за скрытых доходов физлиц. Действительно, эксперты уже не раз анализировали ситуацию с недопоступлениями госбюджета и отмечали:
Дарина Марчак сомневается, что налоговой службе в случае реализации инициативы Минфина хватит ресурсов, чтобы проводить непрямой контроль по расходам.
По ее словам, рандомные проверки налоговой запустят негативный сценарий: люди будут возмущаться, что к ним пришли, а к соседу — нет. Это еще больше уменьшит уровень доверия к госинституциям, но вряд ли будет реально способствовать детенизации доходов.
Проще ФОПа: каким будет налог для самозанятых
Власть планирует предложить самозанятым заплатить минимальный налог 5% через "Дию" — без регистрации, отчетности и других хлопот. Это же коснется и сферы перевозок – такси. Напомним, сегодня лица, оформившие самозанятость, платят налог на доходы ежегодно в размере 18% плюс 1,5% военного сбора.
На встрече с Европейской Бизнес Ассоциацией было предложение прописать эту норму для всех самозанятых со списком исключений, а не вносить перечень из 27 возможных видов деятельности.
Экономисты в целом позитивно рассматривают новую инициативу.
Налог на выведенный капитал: кому и как предложат НнВК
В Украине дискуссии о налоге на выведенный капитал (НнВК) идут, как минимум, семь лет, начиная с 2015-го года. Эту инициативу не поддерживали международные эксперты, в том числе Международный валютный фонд (МВФ) из-за рисков для уровня налоговых поступлений и по части администрирования такого налога, напоминает Дарина Марчак.
Экономисты Олег Гетман и Владимир Дубровский, напротив, считают, что нововведение стоит распространить на весь бизнес в Украине, а не только на IT-сектор, который получил НнВК после принятия закона "О Дия City" в декабре 2021 года. Напомним, законом вводятся особые условия налогообложения компаний-резидентов "Дия City", доходов их работников и привлеченных гиг-специалистов. В частности, резиденты спецрежима смогут по своему усмотрению выбирать, какой корпоративный налог уплачивать: налог на выведенный капитал в размере 9% или налог на прибыль 18%.
У Дарины Марчак есть ряд предостережений по поводу инициативы, озвученной Гетманцевым. Ведь если платить НнВК будет выгодней, чем налог на общей системе, это будет стимулировать бизнес минимизировать доходы, чтобы не пересекать предел в 200 млн грн.
Она обращает внимание, что в Украине, напротив, то и дело плодятся налоговые системы.