Жеваго и Климов украли у украинцев более 25 миллиардов (инфографика)
В то же время экс-собственник банка нардеп Константин Жеваго находится под защитой депутатской неприкосновенности. На момент признания банка неплатежеспособным, в сентябре 2015 года, на счетах “Фиников”, как банкиры называют “Финансы и Кредит”, находилось 16,8 млрд гривен физлиц и более 4,2 млрд гривен юрлиц. Банк стал одним из 87 неплатежеспособных учреждений, выведенных с рынка сначала 2014 года.
Хлывнюк пришел на работу в “Финансы и Кредит” в 1996 году, получив должность начальника отдела активно-пассивных операций. А уже в 2002-м возглавил учреждение. Когда в 2008-2011 годах банк избежал как введения временной администрации, так и национализации, многие видели в этом заслугу именно Хлывнюка. “Он рос вместе с банком, сначала как начальник отдела, потом как зампред и как глава правления. Банк был ребенком и его, и Жеваго”, — отзываются о нем коллеги.
В 2012 году Владимир Хлывнюк заявил о намерении уйти. “Во время кризиса 2008-2009 годов я подорвал здоровье и начал задумываться об уходе”, — рассказал банкир в эксклюзивном интервью Forbes.
В условиях падения прибыли Хлывнюк начал развивать кредитование физлиц через новые модели оценки риска. Речь шла о небольших, до 5000 гривен, кредитах. Но эта модель банк не спасла. “Я работал над новыми рынками, клиентами, профессионально улучшал банкинг, сделал его достаточно технологичным. Но пережить то, что произошло с экономикой, без капитальных вливаний собственников было тяжело. Многие заемщики перестали платить, часть клиентов оказалась в “отсеченных” регионах”, — говорит Хлывнюк.
Происходящее в банке в дни Революции достоинства, аннексии Крыма и начала АТО описано в уголовных делах (их больше 10). Со счетов банка были сняты свыше 2 млрд гривен, причем НБУ считает зачисление денег на счета и их обналичивание нарушением. “65 клиентов-юрлиц и 20 клиентов-физлиц в период с 3 февраля 2014-го по 30 декабря 2014 года получили со своих текущих счетов в наличной форме через кассу банка более 2 млрд гривен”, — значится в деле №761/6012/16-к. Кроме того, банк “Финансы и Кредит” размещал на счетах в банке Meinl Bank AG около 600 млн гривен, более 200 млн гривен — в банке Frick.
Акционеры принимают аудиторские отчеты, утверждают результаты года, видят каждую сделку, проводят проверки. С конца 2014 года банк перестал выплачивать средства юрлицам: у предприятий, которые вели в нем зарплатные проекты, начались проблемы с платежами. На встречах с возмущенными собственниками этих предприятий объясняли, что НБУ отказывает банку в рефинансировании.
“Он понял весь ужас ситуации и уехал еще в апреле 2015 года”, — объясняют банкиры поступок Хлывнюка. И. о. председателя правления был назначен Виктор Голуб. По данным Forbes, к нему и еще нескольким членам правления банка есть вопросы со стороны правоохранительных органов. Кроме Хлывнюка, еще несколько членов правления покинули Украину.
Forbes пытался связаться с Голубом, а также экс-членом правления банка “Финансы и Кредит” Светланой Лотоцкой (она отвечала за риски) и Игорем Копертихиным, бывшим членом правления банка, отвечавшим за работу казначейства и проблемные кредиты. Также в правление входил Олег Шапкин, курировавший крупные корпоративные кредиты. Однако экс-руководители банка предпочли хранить молчание.
“Уголовное дело в отношении Хлывнюка инициировано временным администратором банка и поддержано акционерами по причине незаконных действий, совершенных во время рассмотрения и выдачи кредитов”, — прокомментировали акционеры. Хлывнюк же сказал, что не слышал о том, что Жеваго поддерживает иски против него.
А вот что заявляют в НБУ: “Львиная доля активов банка была связана с кредитованием бизнеса самого акционера”. Например, “АвтоКрАЗ” получил от банка кредит в размере около 300 млн гривен, “Торговый дом Вагонзавод” — более 400 млн гривен и т. д. На момент сдачи номера в типографию Жеваго не ответил на вопрос Forbes, знал ли он о схемах, используемых банком. “Когда пришлось рассчитываться с долгами и продавать активы, акционер в установленный срок этого не сделал”, — говорила в сентябре 2015 года глава НБУ Валерия Гонтарева.
“У членов правления за последние 10 лет не было практически ни одного выходного без встреч с Жеваго. Он слишком хорошо знал, что происходит. Я готов в судах, в том числе и международных, отстаивать свою позицию, и у меня есть достаточные аргументы в пользу моей невиновности”, — утверждает Хлывнюк.