Глаз Сахары": Вулкан, эрозия почвы или кратер метеорита?

В западной части пустыни Сахара есть место, в котором мечтали бы побывать многие любители путешествий. Среди однообразного пустынного ландшафта выделяются круги, будто начертанные чьей-то гигантской неведомой рукой.

Глаз Сахары": Вулкан, эрозия почвы или кратер метеорита?
Это место имеет множество названий: структура Ришат, Око Земли, Око пустыни, пуп Земли. Объясняется это тем, что комплекс гигантских колец очень похож на зрачок человеческого глаза, обрамленного контурами век.

СТРАННЫЕ КОЛЬЦА
Структура Ришат была обнаружена около полувека назад, в 1965 году, во время первых космических полетов. Ничего удивительного нет в том, что до начала космической эры Око Сахары не было замечено, ведь диаметр его внешнего контура составляет порядка 50 километров, поэтому увидеть кольца можно только со значительной высоты.

На месте же все выглядит как каменистая пустыня с чередой различных низменностей и возвышенностей. Структура была сформирована постепенно, кольцо за кольцом. В процессе исследований ученым удалось установить возраст этого геологического образования — 600 миллионов лет, то есть оно существует с периода протерозоя.

Природа колец долгое время была загадкой для геологов. Если смотреть издалека, то открывающаяся взгляду картина кажется разрушенным вулканом или кратером, оставленным метеоритом.

Версий происхождения Ока множество, но уже точно можно сказать, что вулканических пород в этих местах не найдено, как и следов мощного удара. Ученым удалось установить, что структура Ришат имеет форму усеченного тектонического купола. Во времена динозавров, то есть в меловом периоде, здесь произошло куполообразное вздыбливание земной коры, а затем, под воздействием осадков и ветров, надземная часть была срезана до основания.

Круги, которые мы видим сегодня, — это пласты прочных кварцитов. Они образуют хребты высотой около 100 метров с крутыми обрывами к центру Ока и пологими скатами с внешней стороны.

Из-за своих огромных размеров и четких очертаний на фоне бесконечных песков Сахары Око Земли служит своеобразным ориентиром для космонавтов, Так, Валентин Лебедев, рассматривая удивительный круглый по форме и необычный по строению геологический объект из иллюминатора станции «Салют-7», понял, что он ассоциируется у него с детской пирамидкой, собранной из колец различных цветов.

Казалось бы, такие безжизненные и таинственные пейзажи должны вызывать у человека страх и опаску. Тем не менее здесь уже сооружены несколько одноэтажных строений, служащих чем-то вроде отеля для любителей острых ощущений, и они не пустуют.

ВСЕМУ ВИНОЙ МЕТЕОРИТ
Что касается ученых, то они по сей день не могут прийти к единому выводу о причине возникновения этого геологического образования.

Самая первая гипотеза, высказанная исследователями, состояла в том, что Око Земли — это кратер, образовавшийся на месте падения гигантского метеорита. Однако попытки собрать доказательную базу не имели успеха. Ученым не удалось обнаружить ни следов удара космического тела о землю, ни последствий этого удара. Дно кольцевого образования имеет плоскую форму, углубления отсутствуют, как и признаки воздействия ударной волны на горные породы, окружающие Око.

Кроме того, сторонникам кратерной версии не удалось объяснить наличие не одного, а нескольких колец, идеально вложенных друг в друга. Ведь, чтобы добиться такого рисунка, в это место с высокой точностью должны упасть несколько метеоритов разного размера, чего просто не может быть.

ПОТУХШИЙ ВУЛКАН
Долгое время наиболее правдоподобно выглядела вулканическая версия образования колец. Основой для нее стали снимки кольцевых структур, обнаруженных на Марсе, Луне и Меркурии.

В 1985 году в учебнике «Общая геотектоника» даже появился раздел, посвященный этому явлению. Авторы объясняли происхождение кольцевых структур результатом извержения древнего вулкана много веков назад.

Но вот незадача — Око состоит в основном из осадочных доломитовых пород, в нем совсем нет вулканитов и следов вулканического купола. Поэтому вулканическая теория не выдерживает никакой критики, несмотря на то, что в нее прекрасно вписывается идеально круглая форма таинственных колец.

КОСМОДРОМ
Когда что-то невозможно объяснить, возникают самые фантастические предположения. Вот и в случае с Оком сразу же появились версии о том, что здесь миллионы лет назад приземлился космический корабль пришельцев, а кольца — это след от него.

Находятся даже те, кто уверяют, что здесь была Атлантида, однако доказательств этим версиям нет ни у кого. Да и никаких аномалий в этом районе не наблюдается. Живут себе спокойно пастухи, пасут верблюдов. Одним словом, в Сахаре все спокойно.

МНОГОВЕКОВАЯ ЭРОЗИЯ
Версия о том, что Око Сахары образовалось естественным путем в результате протекающих геологических процессов, оказалась самой доказуемой. По мнению ученых, выдвинувших эту гипотезу, платформа в этом месте то поднималась, то опускалась, при этом на нее воздействовали ветер и водные потоки. В результате эрозии, длившейся десятки миллионов лет, вода вымыла мягкий известняк и оставила значительно более твердый и прочный кварцит, что и привело к такому слоистому образованию.

Но даже эта правдоподобная теория не в полной мере объясняет, как посреди пустыни возникли кольца столь правильной формы. А значит, вопрос пока остается открытым.

БРАТ-БЛИЗНЕЦ
Очень похоже на Око Сахары Сибирское Око — хребет Кондёр, единственный в мире горный массив, имеющий кольцеобразную форму. Глядя на это чудо природы, невольно вспоминается «Затерянный мир» Конан Дойла. Находится хребет в 1 000 километров к северу от Хабаровска.

Конечно, он значительно меньше структуры Ришат — всего восемь километров в диаметре, но выглядит не менее впечатляюще. Хребет возвышается над окружающим ландшафтом на 800 метров и на снимках, сделанных из космоса, напоминает лунный или марсианский кратер.

Эвенки и якуты считают Кондёр священной горой и называют его Ургула. В северной части хребта есть место, где он размыкается, отсюда вытекает река Кондёр. Таким именем ее нарекли первооткрыватели, которые, по всей видимости, сравнивали ее с походным супом (кондёр — это жидкая каша, похлебка из пшена с салом и луком).

Те, кто побывал внутри кольца, рассказывали, что там растительность богаче, чем с внешней стороны, плоды и ягоды намного крупнее. Кроме того, Кондёр оказался кладезем полезных ископаемых, драгоценных металлов и крупнейшим в мире месторождением россыпной платины. Здесь обнаружены крупнейшие на Земле самородки платины весом до 3,5 килограмма. Причем некоторые из них имеют кристаллическую форму.

С 1984 года на Кондёре было обнаружено более 50 минералов, элементов платиновой группы, а также золота и серебра. Хребет находится в труднодоступном месте, старатели добираются сюда только по воздуху или по зимникам. Каждый сезон на горных работах трудятся более 300 старателей, 14 агрегатов моют породу, добывая большое количество драгоценного металла.

Существующая здесь инфраструктура (дома, магазины, спортивные площадки, дворец «Платинум арена») рассчитаны только на старателей. Для туристов этот район закрыт. Что поделать — месторождение государственного значения.

Несмотря на активные разработки в этом районе, ученые до сих пор сомневаются в происхождении Сибирского Ока. Есть версия, что своим появлением хребет обязан магматической интрузии. Вследствие вулканической деятельности расплавленные массы попали из глубинных в верхние слои земной коры.

Поскольку магматические массы выталкивались на поверхность с недостаточной силой, они только вздыбили поверхностные глинистые сланцы, образовав таким образом круглый хребет. Но это, увы, не объясняет его идеально кольцеобразной формы...