Польза изучения иностранного языка с самого раннего возраста во многом преувеличена, трехлетний ребенок вряд ли выучит столько же, сколько и подросток, если будет заниматься по часу или по два в неделю. Даже находясь в англоязычной среде — о чем часто говорят, как о несравненной пользе для изучения английского — дети вряд ли приобретут хороший акцент, если все еще не будут уметь произносить даже звуки своего родного (или первого) языка.
Вместе с тем занятия по английскому для 3-7-летних обычно проходят в игровой манере, чтобы у детей создались положительные ассоциации с изучением языка, что приводит к продолжительному эффекту. Если вам удастся найти такую школу английского, в которой дети занимаются с интересом и в то же время развивают важные навыки, такие как моторика и социализация, тогда нет причины не начинать учить английский с самого раннего возраста. В этой статье мы предлагаем советы, как выбрать школу английского для детей, и вы будете уже знать, на что обращать внимание во время демо-урока, о чем стоит поинтересоваться у представителей школы или у учителей.
Погружение в языковую среду
Основная причина, по которой люди считают, что учить английский стоит начинать как можно раньше, заключается в том, что они узнали о каком-то пятилетнем билингве, который выучил язык в очень сжатые сроки после переезда в США и Британию, а его родителям все еще сложно заполнять бланки или спросить дорогу к ближайшему почтовому отделению. Отчасти такой эффект объясняется тем, что пятилетним не нужны глубокие знания языка (например, для банковской сферы или даже чтобы спросить дорогу у прохожих на улице). Но все же у дошкольников есть преимущество в том, что касается такого погружения в среду. Но такой опыт можно воссоздать даже и не в англоязычной стране, например, в детских садах или школах, работающих по принципу English-only.
Многие родители, однако, не могут себе позволить англоязычный садик, либо его вовсе нет там, где они живут, либо же они опасаются, что английский помешает учить родной язык. Маленькие дети быстро запоминают то, что они выучили, если занимаются только по 1-2 часа в неделю, и учителя могут добиться максимума с помощью техник погружения.
Пожалуй, самое важное условие — класс должен преимущественно или полностью разговаривать на английском. Есть мнение, что дети должны выполнять сложные упражнения на грамматику или лексику, но в детском саду не обязательны какие-то сложные активности. Как восполнение недостатка грамматики, все инструкции в классе могут быть на английском. Поскольку дети больше запомнят что-то из конкретных инструкций, связанных с реальными жизненными ситуациями, чем благодаря каким-то языковым активностям. В таких случаях студенты естественным образом начнут пользоваться английским, чтобы обсуждать предметы, находящиеся в классной комнате.
Еще один способ, благодаря которому учителя могут добиться эффекта погружения в языковую среду, — сместить основной фокус внимания в сторону материала и выполнения конкретных практических задач, которые непременно пригодятся в жизни, — а все обсуждения, разумеется, на английском.
Например, основная часть урока может быть посвящена историям или песням, которые дети знают на своем родном языке. Все это можно перевести на английский. Остальное время можно изучать новые слова в игре. Но нет необходимости в том, чтобы отягощать детей всевозможными сложными грамматическими конструкциями.
Ресурсы
Как уже отмечалось, хорошая школа английского для детей учит новым звукам с помощью песен, историй, игр, игрушек и пр. Уже судя по имеющимся ресурсам — будь то книги, аудиоматериалы, и т.д. — можно сделать определенные выводы о школе. В помещении должна присутствовать соответствующая мебель, цветные стены, карточки со словами и буквами, пластиковые игрушки для запоминания словарных слов и игры.
Родители часто обращают внимание на детские рисунки, вывешенные на стенах языковых школ. Рисование — это хорошая творческая активность, но по ним сложно сделать вывод относительно качества преподавания, особенно если дети еще не умеют писать.
Если представится возможность посмотреть, как проходят подобные творческие занятия в школе, обратите внимание на то, дает ли учитель все указания именно на английском. Обратите внимание и на то, слушают ли дети и задают ли простые вопросы на английском, или же машинально выполняют указания.
Основные цели и правила
Преподаватель должен всегда разговаривать на английском, но дети должны использовать английский только если это связано с какой-то повторяющийся активностью, с тем, с чем они уже сталкивались неоднократно. Помимо таких правил, относительно использования английского, важен еще и подход школы к обучению детей хорошим манерам, навыкам общения, hand eye coordination и пр. То есть то, что важно помимо английского на раннем этапе развития. Все это должно содержаться в учебном плане.
Есть разные мнения насчет того, стоит ли учить детей читать на английском еще до того, пока они не освоили алфавит родного языка. Поскольку если ребенок уже умеет читать на каком-то языке, научиться читать на другом ему будет намного проще. К тому же, в 6-7-летнем возрасте научиться читать уже не сложно. Но, с другой стороны, книги — это хорошая возможность лучше познакомиться с изучаемым языком. И внеклассное чтение — достаточно эффективный способ. Поэтому правила насчет чтения в раннем возрасте не столь определяющее при выборе языковой школы.
Преподаватели
Наличие хорошего преподавателя крайне важно, поскольку в раннем возрасте дети стараются учиться хорошо, если предмет у них ассоциируется с определенным преподавателем. Так и в случае с билингвальными семьями, дети быстрее выучат оба языка, если каждый из родителей будет разговаривать с ними на своем родном. Многие языковые школы нанимают носителей языка, но если ваш ребенок не занимается по многу часов в неделю, и вы не стремитесь во что бы то ни стало привить им идеальное британское или американское произношение, другие факторы, скорее всего, имеют более важное значение.
Среди прочего, это то, что учитель понимает родной язык ребенка, так он сможет понять ответы ребенка. Помимо прочего, это обстоятельство позволит подбодрить ребенка, когда он расстроен, или объяснить, как себя вести, если ребенок нарушает дисциплину.
Важно, чтобы в штате сотрудников той или иной школы были преподаватели, прошедшие специальные тренинги для работы с детьми. В особенности это необходимо, если у преподавателя много учеников, и он работает с ними достаточно много часов в неделю. У преподавателя должна быть стандартная квалификация для работы с дошкольниками и по меньшей мере два года опыта постоянной работы с такими детьми. Хорошо когда преподаватели получили специальные сертификаты: ESOL, EFL, Cambridge CELTA (сертификат преподавателя английского для взрослых) в комплекте с двухнедельным расширенным курсом по работе с детьми (CELTYL Extension).
Сложно оценить квалификацию преподавателя, но если школа показывает перечень имеющихся квалификаций своих преподавателей, сообщает об их опыте, — это хороший знак.
Прежде, чем нанять преподавателя, школы, как правило, проверяют, не привлекался ли он или она к уголовной ответственности в своей стране. Поэтому обращайте внимание и на такую информацию на сайте.
Итог
В преподавании английского детям есть много других важных факторов, помимо владения языком на уровне носителя. Школы, которые много рассказывают о странах, из которых у них есть преподаватели, и мало о своей методологии, квалификациях и опыте, лучше обходить стороной.
Еще один плохой знак — когда школы обещают, что ваш ребенок может выучить английский и как быстро он может его выучить. Особенно, когда обещают быстро научить разговаривать на английском и поставить произношение. Обычно при использовании естественных методов обучения дети сначала учатся понимать, а затем только говорить. То есть они понимают намного больше, чем умеют это выразить.
Если сайт языковой школы пестрит лингвистическим жаргоном и именами известных лингвистов, как-то — Пинкер, Хомски, Крашен — это обычно тоже плохой знак.
Новые статьи об английском вы найдете в нашем блоге.