Древние, полулегендарные летописи описывают династию Ся, правившую Китаем начиная с Великого Юя около 4 тыс. лет назад. Прежде чем стать императором и основателем династии, Юй совершил немало сказочных подвигов, в том числе и остановил небывалый потоп, проложив русла новых рек для стока воды. Но если исторических свидетельств существования самой династии Ся найдено немало, то потоп до сих пор выглядел полностью вымышленным. Лишь на днях в статье, опубликованной журналом Science, ученые подтвердили: катастрофа действительно была.
Еще несколько лет назад Цинлун У (Qinglong Wu) из Пекинского университета и его коллеги обнаружили следы обширного озера, некогда существовавшего в верховьях Хуанхэ. Стратиграфический анализ обнаружил следы исключительно мощного наводнения, случившегося несколько тысяч лет назад. Именно к этому периоду (примерно 2000 г. до н. э.) относят переход местных племен от неолита к технологиям бронзового века – и начало китайской государственности.
Ученые проанализировали состав костных останков, найденных всего в 25 км ниже по течению, в позднем неолитическом поселении Лацзя (Lajia, разлив Хуанхэ близ него сегодня показан на фотографии). Некогда его уничтожило землетрясение, а затем накрыли ил и вода Великого потопа – по составу эти осадки оказались идентичны найденным выше, в древнем озере. Радиоуглеродный метод позволил датировать их появление 1920-м г. до н. э. – примерно сотней лет раньше периода легендарного правления Великого Юя, сохранившегося в летописях. По мнению авторов, наводнение было одним из сильнейших за последние тысячелетия. Спускаясь с верховьев Хуанхэ, вода могла повредить и разрушить поселения на протяжении 2000 км ее течения.
Землетрясение и наводнение почти одновременно не могли быть простым совпадением. По словам ученых, оно перегородило верховья Хуанхэ и вода накапливалась в верховье Желтой реки 6–9 месяцев, пока не прорвала свою естественную плотину. Неукротимо распространяясь вниз, она сносила все на своем пути и могла погрузить общество позднего каменного века в опасный хаос. Однако людям удалось совместными усилиями справиться с бедой, и с этого противостояния, по мнению Цинлуна У и его коллег, начался Китай.