Приходя в супермаркеты и магазины, мы уже привыкли надевать маски, пользоваться санитайзерами и перчатками. Вполне обыденно сегодня выглядит и наличие средств индивидуальной защиты на кассирах и других работниках торговых залов, присутствие отметок на полах, напоминающих о необходимости соблюдать дистанцию. Но деятельность компаний в так называемой «новой реальности» — условиях эпидемии — не ограничивается лишь этими внешними атрибутами. Изменения затрагивают различные бизнес-процессы украинских ритейлеров, включая кадровую политику. Собственно о кадрах после отмены жестких карантинных ограничений в сфере розничной торговли мы и поговорим подробнее.
Вместо летней спячки активизация
В обычных условиях лето — период спада на рынке труда в большинстве отраслей, за исключением разве что туристической. Но в этом году на май пришелся выход из жесткого карантина, поэтому и работодатели, и соискатели сферы розничной торговли активизировались. Число резюме и вакансий ощутимо увеличилось в сравнении, допустим, с апрельским затишьем, утверждают представители харьковской сети супермаркетов «КЛАСС».
Повышенный спрос на продавцов отмечен и в сфере ритейла непродовольственных товаров, что объясняется прежде всего открытием торговых центров. На докарантинные показатели вернулся спрос и на продавцов в целом. На этом фоне весьма показательным выглядит и падение востребованности торговых представителей с собственным транспортом, тогда как еще в апреле работодатели были крайне заинтересованы в подобных кадрах.
В целом по Украине, по данным сайтов поиска работы, число предложений на рынке труда ритейла увеличилось приблизительно на 65% на фоне весны. Самой востребованной профессией остается продавец, причем это лидер по популярности не только для отрасли, а в целом по стране. Также в ТОП-5 самых востребованных специалистов Украины входят и торговые представители, они вторые самые необходимые кадры для компаний торговой сферы.
В целом, ритейл вместе с оптовой торговлей уже вернулись по показателям спроса на персонал на докризисные показатели. Их количественная доля от всех вакансий украинского рынка труда уже достигает 55%, тогда как еще в мае ситуация была ощутимо хуже (менее 50%).
Ритейл действительно в поиске новых кадров?
Летом приблизительно треть компаний розничной торговли Украины увеличила количество новых вакансий. Еще около 30% ритейлеров пока осторожничают, то есть не спешат увеличивать штат, но уже дали задачу HR-менеджерам особо пристально следить за рынком труда. Фармацевтический и продуктовый сектор торговли были весьма активны на рынке труда и в период жесткого карантина, так как не прекращали работы. К ним в конце мая в начале июня добавились и другие сегменты ритейлера, которые только открылись в это время.
Как отмечают эксперты, потребность в персонале в сфере розничной торговли этим летом увеличилась по следующим причинам:
-
в период с конца весны по начало лето начался выход из жесткого карантина;
-
некоторые сотрудники непродуктового ритейла не дождались смягчения карантинных ограничений и нашли себе другую работу (сменили сферу деятельности);
-
некоторые компании активизировали работу по поиску кадров, чтобы усилить свои команды, пока на рынке было больше доступных кандидатов.
Как следствие, приблизительно 22% всех украинских ритейлеров начали активнее искать фронтлайн-сотрудников, то есть кассиров, продавцов и охранников. Тем не менее, согласно статистике, у 14% компаний спрос на специалистов сохранился на том же уровне, что и был ранее.
В целом, весной число вакантных специалистов, которые по разным причинам остались без работы, оказалось больше. В результате у компаний появилась возможность усилиться по различным позициям, в том числе в сфере финансов, маркетинга, юриспруденции и даже рекрутинга. Не все этой возможностью воспользовались сполна, но, как минимум, успешные региональные игроки, вроде сети «КЛАСС» в Харькове, конечно же, делали точечные усиления. «Пока выбор кандидатов, находящихся в активном поиске работы, был больше, мы, конечно же, предпринимали шаги по усилению нашей команды, причем речь и о линейных работниках, и о профильных специалистах, включая логистику, управление, финансы и т.д.», — отмечают представители этого харьковского ритейлера.
В целом, в украинском ритейле самый большой спрос с начала лета отмечается на специалистов по продажам. Так называемых «продажников» активнее искали и ищут более 25% ритейлеров в стране. Потребность в них даже выше, чем в кассирах, продавцах в залах, охранниках вместе взятых.
Условия труда и ожидания по оплате
Кадровики сферы ритейлера еще весной адаптировали свою работу под новые требования, переведя на удаленный формат и процесс рекрутинга, и проведения собеседований, и даже отчасти системы обучения персонала. На «удаленке» оказались и многие другие бизнес-процессы, что стало вынужденным шагом как для крупных торговых сетей, так и для относительно небольших компаний.
Но общий взгляд большинства ритейлеров таков, что удаленная работа может быть лишь временным выходом для сложившейся ситуации. Так, допустим, продуктовые компании сегодня могут вообще не использовать «удаленку», хотя для сотрудников офиса в жесткий карантин к ней все же прибегали. Большинство других торговых фирм считают, что необходимо возвращаться к привычному формату работы сразу же, как это будет возможно, то есть «удаленка» для них — это вынужденная мера.
И только мелкие торговцы со штатом до 100 человек, чуть менее категоричны в данном вопросе, не исключая возможности полного перевода на удаленный формат отдельных бизнес-процессов, которые могут быть эффективными вне офисов и «живого» взаимодействия. Для них, вероятно, выстроить работу так даже проще, чем работать в обычном режиме, но с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических требований.
Большинство украинских ритейлеров также пока не занимались пересмотром заработных плат. Около 10% компаний летом вернули бонусы, которые временно были заморожены в жесткий карантин. Также около 10% организаций слегка урезали оклады сотрудникам, объясняя это кризисом и снижением объемов продаж.
Получается определенное статус-кво, о котором заявляют и эксперты рынка труда: средние заработные платы в отрасли пока остаются без изменений. Хотя в августе все же некоторые работодатели готовы платить чуть больше, тогда как соискатели в своих ожиданиях пока не стали требовательнее.
Вероятно, объяснить подобную ситуацию можно весьма оптимистичными взглядами руководителей ритейла на ближайшее будущее. Так, около 10% компаний вообще не ощутили кризиса (предположительно продуктовый и фармацевтический сектор), а еще 20% убеждены, что трудные времена уже завершились. Чуть менее оптимистичны другие 40% представителей ритейла, которые все же ожидают вторую волну коронакризиса, но считают, что до конца 2020 года она закончится, а их бизнес сумеет пережить ее.
Наиболее встревоженными и пессимистичными остаются около 30% компаний, причем это преимущественно мелкий и средний бизнес. Собственно они и рапортуют о том, что их экономические показатели ухудшились на фоне прошлого года. Тогда как все остальные чувствуют себя весьма уверенно, а некоторые даже отмечают улучшение дел в 2020-м.
Но в любом случае, расслабляться точно никому не стоит. Да, и за всем этим благополучием в большинстве своем стоит серьезная проделанная работа: быстрая реакция на потребовавшиеся изменения, готовность и дальше подстраиваться как под «новую реальность», так и под все перемены в потребительских настроениях и предпочтениях.